Беньямин Нетаньяху так долго был премьер-министром Израиля, что фактически стал «лицом своей нации». Поэтому можно предположить, что известие о его вероятном уходе от руководства израильским правительством представляет радикальный сдвиг в политике Израиля. Но это не совсем так, пишет The Washington Post.
Впервые с 2006 года кандидату, которого звали не Беньямин Нетаньяху, удалось создать правящую коалицию в Израиле. Эту новую коалицию возглавит «правосторонний» политик Нафтали Беннетт, который поднялся в политические ряды благодаря поддержке израильского поселенческого движения и религиозных националистов.
Хотя парламентские выборы в Израиле исключили Нетаньяху из новой коалиции, они также помогли создать «наиболее правый» израильский парламент за всю историю. Как писал израильский журналист Агга Матар, «около 101 из 120 мест в Кнессете занимает политический лагерь, явно посвященный верховенству евреев».
Крупнейшая на сегодняшний день политическая партия «Ликуд» Нетаньяху сидит в оппозиции, пока «ультраправый» Беннетт готовится возглавить правительство. На самом деле это была одна из многих попыток «сместить» Нетаньяху.
Ранее это хотели сделать партии, которые израильтяне считают «левоцентристскими», но все они потерпели неудачу. Только когда кандидаты пришли от «правой стороны», они смогли отобрать у Нетаньяху достаточно голосов, чтобы создать коалицию без него. Иными словами, достаточное количество избирателей готово отступить от Нетаньяху, но только при условии, что они смогут остаться под руководством правых политических сил.
Поэтому даже если Нетаньяху уйдет из политической сцены, его политика будет и впредь доминировать в курсе Израиля. Большинство лидеров фракций, которые работают в новом правительстве, фактически являются ставленниками Нетаньяху. Сам Беннетт ранее работал с Нетаньяху.
Учитывая, что Нетаньяху так долго находился на политической сцене Израиля, можно сделать вывод, что в стране на самом деле очень мало политических деятелей, которые не работали на него или рядом с ним. Вполне закономерно, что его влияние на израильские учреждения будет ощущаться долго.
Беннет все-таки отличается от Нетаньяху. Оба политика являются правыми идеологами, верными вечному господству в Палестине. Пока нет признаков, что Беннетт готов решить палестинский вопрос, тогда как Нетаньяху по крайней мере пытался показывать международному сообществу, что эта проблема его «беспокоит».
На практике Нетаньяху сделал все возможное, чтобы палестинского государства фактически никогда не было, одновременно сообщая миру, что он верит в «два государства для двух народов». Беннетт, вероятно, будет действовать подобным образом.
Беннетт мог бы возглавить правительство, но непонятно, насколько мощный контроль он получит. Коалиция объединилась на основе одной цели: освобождение от Нетаньяху и окончание неотвратимого цикла израильских выборов.
Но политического единства вне этой цели на самом деле очень мало. По этой причине коалиция будет слабой и может в любой момент разрушиться, одновременно стараясь как можно дольше держаться вместе, чтобы избежать очередного выхода на избирательные участки. Это означает, что Беннет не будет пытаться что-то кардинально менять как можно дольше. Иными словами, новое правительство будет поддерживать политику Нетаньяху без участия самого Нетаньяху.
Таким образом, для палестинцев новое израильское правительство, за которое они не могут голосовать, но оно будет руководить их жизнью, не принесет существенных изменений.
Некоторые израильтяне действительно поддержат новое правительство под руководством Беннета. Они утверждают, что Нетаньяху нанес большой вред израильским правительственным учреждениям и изменил систему ради собственной выгоды. Но трудно воспринимать это как победу демократии в государстве.
Однако надежда все-таки существует. Годами люди во всем мире все больше обеспокоены проблемой обращения Израиля с палестинцами. Эту политику часто и ошибочно связывали с самим Нетаньяху. Но такой политический курс давно предшествует Нетаньяху и охватывает широкий израильский политический спектр. Смена власти даст миру возможность увидеть, что речь идет не об одном человеке, а о системе, что поддерживается правительством, резюмирует издание.
Напомним, 5 мая истек срок, отведенный Нетаньяху на формирование правительственной коалиции. При этом незадолго до окончания срока премьер-министр сообщил канцелярии президента Израиля, что не может сформировать правительство, и вернул мандат главе государства.
Еще никогда шансы израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху удержаться у власти не выглядели такими слабыми. 2 июня его оппоненты во главе с Нафтали Беннеттом и Яиром Лапидом согласились сформировать правительство, что может завершить эру Нетаньяху, который доминировал в политике страны в течение последних 12 лет.