UA / RU
Поддержать ZN.ua

На встрече с китайскими дипломатами США должны показать свою политическую решимость — The Washington Post

Это первая встреча на высоком уровне между Китаем и США во время президентства Байдена. 

Президент США Джо Байден планирует создать «единый фронт» против Китая, для этого он готов объединиться с американскими демократическими союзниками в Азии. В четверг представители администрации президента США Джо Байдена проведут первую встречу на высоком уровне с Китаем. Государственный секретарь Энтони Блинкен и советник по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан встретятся со старшим членом Политбюро Коммунистической партии Яном Цзечи и китайским министром иностранных дел Ван И, пишет The Washington Post.

Салливан заявил, что они с Блинкеном собираются объяснить, как новая команда нового президента США "намерена действовать на стратегическом уровне", и планируют описать свою обеспокоенность относительно некоторых аспектов деятельности Китая.

Президент Байден выпустил "Временные стратегические указания по национальной безопасности" в начале этого месяца, его команда только начала работать над Стратегией национальной безопасности США. Это вызывает некоторые вопросы о готовности представителей его администрации к встрече с китайскими дипломатами, но даже короткие стратегические указания при отсутствии полной стратегии уже являются началом.

Байден разговаривал с лидером Китая Си Цзиньпином. На прошлой неделе американский президент провел первый онлайн-саммит с союзниками из Азии, в частности с Японией, Индией, Австралией. Этот форум был посвящен развитию "свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона". Незадолго до этого саммита Блинкен и министр обороны США Ллойд Остин встретились со своими южнокорейскими и японскими коллегами. Это элементарная хореография, которая успокаивает американских союзников и сигнализирует о том, что Вашингтон снова поддерживает "регулярный порядок" в дипломатическом процессе.

Но саммит не является стратегией борьбы с противоречивым поведением китайских властей. Перечень агрессивных действий власти Пекина, которые требуют внимания США, должен содержать: строительство военных баз в Южно-Китайском море; угрозу Тайваню, Вьетнаму и Индии; увеличение стратегических ядерных сил и участие в глобальной кибервойне; расширение возможностей программы ядерного оружия Северной Кореи; возможно сокрытие истоков COVID-19; нарушение прав уйгуров и репрессии против Гонконга.

Впереди существует большой риск, если важнейшей целью Байдена в отношении Китая является "выяснить, существуют ли другие пути сотрудничества с Пекином", как недавно сообщил Блинкен, ведь такая стратегия может одновременно выявить слабые стороны США. Вероятно, вопрос проблемы изменения климата может стать первым аспектом сотрудничества между Китаем и Штатами.

Даже если "другие пути сотрудничества" - это лишь дипломатический ход, Блинкен и Салливан должны объяснить китайским коллегам, что политика Байдена будет принципиально отличаться от политики его предшественников. Общественное мнение США, как и во многих демократиях, пока склонно негативно относиться к Пекину из-за его иногда агрессивного поведения. Многочисленные противоречивые действия Китая усиливают недоверие к нему на международной арене.

Блинкен и Салливан также должны подчеркнуть, что президентство Байдена не означает возвращение эпохи Барака Обамы. Хорошие времена для отношений США и Китая не придут без значительных изменений в поведении Пекина. Китайская власть должна прибегать к реальным действиям, а не только раздавать обещания, как это часто бывало в прошлом. Сегодня Соединенные Штаты не могут позволить себе так легко возродить непринужденную приверженность бывшего президента Барака Обамы к Китаю.

Учитывая несколько заявлений Байдена о внешней политике и его восемь лет пребывания на посту вице-президента Обамы, Пекин вероятно рассчитывает на мягкость нового американского лидера. Поэтому Байдену следует пояснить, что в этом аспекте Пекин ошибается.

Доказать, что он существенно отличается от Обамы может быть трудной задачей для Байдена. По иронии судьбы, даже показать то, что Байден имеет другой план, в отличие от хаотической стратегии своего предшественника Дональда Трампа также может оказаться трудно. Если достижение договоренностей об изменении климата с Пекином является насущной задачей, то вполне вероятно, что команда Байдена не сможет легко найти общий язык с Пекином даже в этом аспекте. Непредсказуемая политика Трампа исчезла, но последствия его действий все еще остаются.

Блинкен и Салливан должны объяснить, что Байден, в отличие от Обамы, признает Китай как минимум конкурентом, если не врагом - и Соединенные Штаты будут адаптировать свою политику в соответствии с таким стратегическим мышлением. В отличие от Трампа, Байден будет думать и действовать стратегически.

Конечно, американским чиновникам не нужно быть слишком воинственными, выражая эти замечания, но они должны быть столь же уверенными и напористыми, как и их китайские коллеги. Ведь дипломаты из Китая, несомненно, будут активно продвигать интересы Пекина. Если Блинкен и Салливан не будут настаивать на менее агрессивном поведении Китая в Южно-Китайском море, чтобы не поставить под угрозу приоритетные цели по изменению климата, китайские дипломаты это мгновенно почувствуют. И Си Цзиньпин не станет колебаться, а начнет использовать любую представленную возможность.

Конечно, первая встреча на высоком уровне Вашингтон-Пекин не решит никаких серьезных вопросов, и никто этого не ожидает. Если Блинкен и Салливан подчеркнут, что Байден разрабатывает последовательную стратегию и готов решительно противостоять агрессивному поведению Китая, это уже станет существенным отличием в политике США в отношении Пекина за последние 12 лет. В любом случае, вопрос Китая становится все более важным центром внутриполитических дискуссий Америки, резюмирует издание.

Читайте также: Китай расширяет контроль над Гонконгом — The Guardian

12 марта состоялся первый в истории саммит лидеров стран Индо-Тихоокеанского партнерства — США, Индии, Японии и Австралии, так называемого квартета или «четверки».

Инициатором виртуальной встречи в верхах стал президент США Джо Байден. Сдерживание растущей активности Китая в Юго-Восточной Азии относится к числу важнейших стратегических задач внешней политики США вот уже второе десятилетие. По единодушному мнению аналитиков, формирование подобного партнерства для решения «китайской головоломки» вполне укладывается в намерение Вашингтона «вернуться» в мировую политику прежде всего через многосторонние механизмы. О том, как лидеры США, Индии, Австралии и Японии формируют военно-политический альянс для сдерживания Китая, читайте в статье Сергея Корсунского «Игра в четыре руки».