UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАТО активно пытается защитить Балтийское море на фоне подозрения диверсий — Reuters

Но возможности все еще ограничены.

Фото иллюстративное

Фото иллюстративное

18 ноября, через несколько часов после того, как два кабеля связи были повреждены в Балтийском море, 30 кораблей НАТО и четыре тысячи военнослужащих вышли в те же воды для участия в одних из крупнейших военно-морских учениях в Северной Европе, пишет Reuters.

Читайте также: Диверсия в Балтийском море: в Госдуме РФ рассказали, кто виноват в обрыве двух подводные кабелей

12-дневные учения Freezing Winds были частью попыток усилить защиту инфраструктуры в водах, через которые проходит 15% мирового судоходства и которые становятся все более уязвимыми к диверсиям.

Балтийское море "граничит" с восемью странами НАТО и Россией. С 2022 года, когда РФ начала полномасштабную войну против Украины, произошло по меньшей мере три инцидента возможных диверсий против более 40 телекоммуникационных кабелей и критически важных газопроводов, проходящих через Балтийское море.

"НАТО усиливает патрулирование... Члены НАТО инвестируют в инновационные технологии, которые могут помочь лучше защитить эти объекты", - сказал представитель Объединенного морского командования ОВС НАТО Арло Абрахамсон.

Однако легкость, с которой корабельный якорь может перерезать кабель, в сочетании с часто опасными морскими условиями, делает реальное предотвращение таких атак почти невозможным.

Потратив годы на обезвреживание мин времен Второй мировой войны на дне Балтийского моря, НАТО пытается перепрофилировать свой минно-поисковый флот, состоящий из шести кораблей, на мониторинг подозрительной подводной активности с помощью установленных гидролокаторов, сканирующих морское дно, дронов и водолазов-специалистов.

Но эти возможности все еще ограничены.

Источники Reuters в органах безопасности сообщают, что китайский сухогруз Yi Peng 3, вышедший из российского порта Усть-Луга 15 ноября, "ответственен" за разрыв двух подводных кабелей в экономических водах Швеции между 17 и 18 ноября.

По состоянию на понедельник, 2 декабря, судно стояло в экономических водах Дании под наблюдением кораблей стран НАТО после того, как Швеция призвала его вернуться для проведения расследования. Некоторые политики заявили о диверсии, но ни одна инстанция не предоставила доказательств того, что действия судна были умышленными.

Китай сказал, что готов помочь в расследовании, в то время как его союзник Россия отрицает свою причастность к любым инцидентам с инфраструктурой в Балтийском море.

Этот случай похож на инцидент прошлого года, когда китайское судно NewNew Polar Bear повредило газопровод. Китай давал подобные обещания помочь, но прошел год, а финские и эстонские следователи все еще не предоставили выводов.

Повреждение кабелей – не что-то новое. По данным экспертов, ежегодно в мире повреждается около 150 кабелей. Телекоммуникационные кабели, линии электропередачи и газопроводы в мелководном Балтийском море особенно уязвимы из-за очень интенсивного движения судов, объясняла американская исследовательская компания TeleGeography.

Если будет доказано, что любой из недавних инцидентов является диверсией со стороны другой страны, это означает возвращение к такому типу войны, которой не было десятилетиями.

Генерал-лейтенант Ганс-Вернер Вирманн, до марта возглавлявший группу по координации подводной инфраструктуры в штаб-квартире НАТО, сказал, что ни один трубопровод или кабель не может охраняться постоянно.

"Правильным ответом на такие гибридные атаки является устойчивость", - пояснил он, добавив, что компании уже прокладывают кабели, чтобы добавить "запасные маршруты", которые позволят критически важным элементам инфраструктуры продолжать работать, если один кабель будет перерезан.

Читайте также: Новое повреждение кабеля в Балтийском море: полиция подозревает диверсию

Для противодействия потенциальной угрозе Альянс открыл в Лондоне Морской центр безопасности критической подводной инфраструктуры (CUI), нацеленный нанести на карту всю критическую инфраструктуру в контролируемых НАТО водах и выявить слабые места. На балтийском побережье Германии в октябре открылся многонациональный военно-морской штаб, призванный защищать интересы НАТО в море.

Центр морских исследований и экспериментов Альянса в Италии запускает программное обеспечение, объединяющее частные и военные данные, а также информацию из радаров, спутников, системы автоматической идентификации судов (AIS) и технологий с распределенным акустическим зондированием (DAS), которое используют частные телекоммуникационные компании для локализации обрывов своих кабелей.

На фоне усиления актуальности защиты инфраструктуры в Балтийском море премьер-министр Польши Дональд Туск предлагал идею программы морского патрулирования, похожей на миссии воздушного мониторинга, которые осуществляют члены НАТО.