UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир становится все более непредсказуемым — The Economist

Придется примириться с новой реальностью.

Террористические атаки 11 сентября 2001 года начали активно менять авиарейсы. В последующие годы каждое новое кризисное событие открывало непредсказуемую слабость человечества, а жизнь требовала новых правил. Сначала после террористических атак на авиарейсах было больше охраны, кроме того возросло количество запретов. Авиаперевозки так и не вернулись в свой «бывший режим», пишет The Economist.

Сегодня мир все более непредсказуем, а одной из причин этого стала именно пандемия коронавируса. Почти два года люди жили в «новом режиме»: ношение масок, тестирование на ковид, карантинные ограничения, запреты на поездки, справки о прививках.

По мере того как вспышки случаев болезни и распространение новых вариантов вируса пойдут на спад, можно ожидать, что пандемический режим жизни исчезнет. Жесткие карантинные ограничения – это цена жизни с болезнью, еще не вошедшей в эндемическое состояние.

Однако COVID-19 может быть не единственным таким вирусом. Несмотря на то, что между разрушительным влиянием испанского гриппа и пандемией коронавируса прошел век, следующий патоген, который «захватит» планету, может ударить гораздо раньше.

Патогены «процветают» в эпоху глобализации, трансграничных путешествий и переполненных городов. Заселение людьми все большего количества территорий и вытеснение животных из их среды обитания может привести к появлению новых неизвестных и опасных болезней.

Зоонозные болезни, которые переходят от животных к людям, обычно появляются каждые несколько лет, но раньше они не охватывали большое количество людей.

Однако уже в течение следующего десятилетия можно ожидать, что каждая вспышка новой неизвестной болезни будет вызывать «глобальные приступы осторожности».

COVID также помог создать сегодняшний непредсказуемый мир опосредованно, ускорив зарождавшиеся изменения. Пандемия показала, как технологический прогресс может внезапно разрушить целые отрасли экономики. Онлайн-покупки, дистанционная работа и бум Zoom-конференций когда-то выглядели как отдаленное будущее. Однако при распространении коронавируса эти тенденции быстро стали нормой.

Большие технологические сдвиги не являются чем-то новым. Но вместо того, чтобы распространяться в мире на протяжении веков или десятилетий, как это было с печатным станком и телеграфом, новейшие технологии всего за несколько лет стали обычным явлением.

Еще 15 лет назад современных смартфонов не было. Сегодня же более половины людей на планете пользуются смартфонами. Любой руководитель компании, считающий, что его отрасль защищена от столь резкого динамизма, ошибается.

Пандемия, вероятно, также завершила эру низкой глобальной инфляции, начавшуюся в 1990-х годах и «зафиксированную» экономической слабостью после финансового кризиса 2007-2009 годов. Не сумев достичь быстрого «выздоровления» после тогдашнего кризиса, правительства стран сейчас потратили почти 11 трлн долларов, пытаясь убедиться, что ущерб, причиненный пандемией коронавируса, был кратковременным.

Они добились относительного успеха, но фискальные стимулы и заблокированные цепи поставок повысили мировую инфляцию. Очевидная мощность дефицитных затрат изменит способ борьбы с экономической рецессией.

Поскольку повышаются процентные ставки по борьбе с инфляцией, центральные банки могут вступить в конфликт с правительствами-должниками. На фоне всплеска инноваций вокруг криптовалюты, цифровых валют центральных банков и финансовых технологий может появиться множество непредсказуемых последствий. Возвращение к комфортной «макроэкономической ортодоксии 1990-х годов» выглядит маловероятным.

Пандемия также обострила отношения между двумя влиятельными государствами. Америка обвиняет Коммунистическую партию Китая в том, что она не смогла сдержать распространение вируса, появившегося в Ухане в конце 2019 года.

Часть людей верит, что коронавирус «пришел» из китайской лаборатории – идея, которую Китай фактически «разрешил» распространять из-за сопротивления открытому расследованию происхождения вируса. Со своей стороны Китай, где зафиксировано менее 6 тысяч смертей от ковида, больше не пытается скрывать свое пренебрежение к Америке с ее огромным количеством летальных случаев.

В середине декабря официально зарегистрированное количество смертей от коронавируса в США превысило 800 тысяч.

Презрение, которое Китай и Америка чувствуют друг к другу, усиливает напряжение в отношении Тайваня, Южно-Китайского моря, нарушения прав человека в Синьцзяне и контроля над стратегическими технологиями.

Что касается климатического кризиса, то пандемия показала взаимозависимость человечества. Несмотря на все усилия по сдерживанию распространения болезни, вирусные частицы пересекают границы почти так же легко, как молекулы метана и углекислого газа.

Ученые со всего мира показали, как вакцины и лекарства могут спасти сотни миллионов жизней. Однако недоверие к прививкам и неспособность равномерно разделить дозы вакцин дестабилизировали «сценарий» выхода из пандемии.

Так же, в мире, борющемся с глобальным потеплением, страны, у которых достаточно средств для его сдерживания, не оправдали ожиданий. Даже при самых оптимистичных сценаріях, накопления в атмосфере парниковых газов означают, что наблюдавшаяся в 2021 году экстремальная погода в ближайшее время станет нормой.

Желание вернуться в более стабильный, предсказуемый мир может помочь объяснить возрождение популярности 1990-х годов. Легко можно понять привлекательность возвращения в десятилетие, когда конкуренция сверхдержав прекратилась, либеральная демократия торжествовала, работа заканчивалась после того, как люди выходили из офисов, а Интернет еще не нарушал «уютную экономику» и не разжигал «машину дезинформации», которая вытеснила публичный дискурс.

Однако стоит вспомнить и преимущества, которые дает сегодняшняя «предсказуемая непредсказуемость». Многим людям нравится работать дистанционно. А онлайн-шоппинг может быть дешевле и доступнее. Кроме того, быстрое распространение технологий может привести к прогрессу в медицине и смягчению последствий глобального потепления.

Но, несмотря на это, существует тревожное предположение, что как только система пересечет определенный предел, каждый новый шаг рискует сдвинуть ее дальше от «старого равновесия». Многие правила и установки, которые принесли стабильность в «старом мире», вероятно, не подходят для новой эпохи. Пандемия похожа на «портал». Как только «пройти границу», дороги назад не будет, резюмирует издание.

Читайте также: Штамм "Омикрон" является наибольшей угрозой для глобального здравоохранения – G7

Американские спецслужбы прогнозируют тревожное и мрачное будущее для мира. Разведка США прогнозирует «более противоречивый мир», который столкнется с проблемой изменения климата, старением населения, новыми болезнями, финансовыми кризисами и появлением технологий, что будут разделять человечество, а не объединять - все это приведет к напряжению в обществе и может принести катастрофические последствия, считают спецслужбы США.