В ответ на опубликованный 24 февраля доклад международной экспертно-журналистской группы Bellingcat, посвященный сбитому над Донбассом Boeing, Министерство обороны РФ отрицает причастность российских военных к трагедии рейса MH17.
"Ни один стоящий на вооружении комплекс противовоздушной обороны российско-украинскую государственную границу не пересекал", - сообщил замначальника управления пресс-службы и информации ведомства Алексей Комаров в ответе, присланном в четверг на запрос РБК. По его словам, "конспиративные теории" журналистской группы многократно опровергались блогерами и экспертами. "Поэтому серьезному комментированию (доказательства Bellingcat) не подлежат", - резюмирует Комаров.
Комаров также заметил, что позиция Минобороны РФ по поводу трагедии не изменилась. "Минобороны России неоднократно публично и аргументированно доводило свою позицию о причинах катастрофы и вероятной причастности к ней военнослужащих Вооруженных сил Украины", - сказал замначальника управления.
Это первый случай, когда Минобороны России публично комментирует доклад международной экспертно-журналистской группы Bellingcat.
24 февраля экспертная группа Bellingcat опубликовала доклад. Эксперты Bellingcat смогли выявить личности тех российских военных, которые с большой долей вероятности непосредственно отдавали приказ на транспортировку зенитно-ракетного комплекса "Бук" на территорию Украины и на пуск ракеты, сбившей в июле 2014 года самолет "Малайзийских авиалиний". Авторы исследования утверждают, что "Буком", из которого сбили самолет, скорее всего, управляли военнослужащие 2-го батальона 53-й зенитно-ракетной бригады армии РФ. Эксперты Bellingcat также пришли к выводу, что часть ответственности за трагедию MH17 несут высшие чины русской армии.
Возглавляют список министр обороны России Сергей Шойгу вместе с его двумя заместителями - Валерием Герасимовым и Аркадием Бахин. А также президент России Владимир Путин, который согласно Конституции является верховным главнокомандующим ВС России. Все эти люди были задействованы в процесс принятия и выполнения решений о переправке военной техники в российско-украинской границы и на территорию Украины, убеждены авторы исследования.
В 15:30 четверга, 17 июля 2014 года, в Донецкой области рядом с поселком Шахтерск в зоне боевых действий был сбит Боинг-777 "Малайзийских авиалиний", следовавший рейсом MH17 "Амстерлам-Куала-Лумпур". Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.
13 октября состоялась презентация доклада Совета безопасности Нидерландов, согласно которому самолет рейса MH17 был сбит ракетой комплекса "Бук" российского производства. В то же время, в докладе не названы ответственные за запуск этой ракеты.
Однако после обнародования доклада глава Совбеза Нидерландов заявил, что "Боинг" сбили с территории, подконтрольной боевикам. "Границы территории были весьма неустойчивыми, но это была область, контролируемая пророссийскими боевиками", - сказал он.
Также Совбез Нидерландов пришел к выводу, что у Украины было достаточно оснований для закрытия воздушного пространства над территорией конфликта в восточной части страны в качестве меры предосторожности.
В то же время украинская сторона отмечает, что на момент крушения MH17 Украиной были соблюдены все рекомендации по безопасности полетов, поскольку управление воздушным пространством согласовывается с европейской системой и происходит согласно требованиям ICAO.