UA / RU
Поддержать ZN.ua

Люди могут никогда не получить коллективный иммунитет против COVID-19 — The Atlantic

Ряд факторов прогнозирует будущее, в котором передача COVID-19 не может быть сдержана через коллективный иммунитет.

«Коллективный иммунитет» - это туманный, давно обещанный конец пандемии коронавируса, но требования его достижения достаточно конкретны. Получение такого общего иммунитета действительно рискует оказаться недостижимым, однако вакцины все еще могут помочь завершить пандемию, пишет The Atlantic.

Биолог из университета Эмори Дженни Лейвин говорит, если в популяции достаточное количество иммунизированных людей, то вирусу будет гораздо труднее распространяться. Население достигает коллективного иммунитета, когда среднее число людей, зараженных одним инфицированным лицом, опускается ниже единицы. Нулевой пациент может заразить другого человека, но этот второй человек не может заразить третьего. Это то, что происходит с корью, полиомиелитом и несколькими другими болезнями, против которых люди получили коллективный иммунитет благодаря вакцинации.

Для COVID-19 порог коллективного иммунитета, по оценкам, составляет от 60 до 90 процентов - это доля людей, которым нужно получить иммунитет или после вакцинации, или от предыдущей инфекции.

Однако что будет, если люди не смогут достичь коллективного иммунитета против COVID-19? Сейчас ряд признаков прогнозирует будущее, в котором передача этого вируса не может быть сдержана через коллективный иммунитет. COVID-19, вероятно, будет продолжать циркулировать, развиваться и реинфицировать людей. В таком случае цель вакцинации должна быть другой.

Несмотря на то, что вакцины против COVID-19 хорошо предотвращают тяжелые формы заболевания, они вряд ли будут достаточно эффективными, чтобы остановить передачу вируса, а именно это и является ключевым фактором достижения коллективного иммунитета. Если эффективность вакцины против распространения вируса будет очень низкой, тогда придется вакцинировать более 100% населения, чтобы достичь коллективного иммунитета. Иными словами, коллективный иммунитет становится недостижимым.

Роль вакцин против COVID-19, в конце концов, может быть более похожей на роль вакцины против гриппа: уменьшение количества госпитализаций и смертности путем смягчения тяжести течения заболевания. Вакцины против COVID-19 в целом эффективно предотвращают тяжелые формы заболевания и, похоже, такой уровень защиты до сих пор поддерживается даже против новых вариантов коронавируса. Именно предотвращение тяжелым формам течения болезни, а не достижение коллективного иммунитета, является более достижимой целью вакцинации.

«Мое видение конечной цели заключается в том, что мы быстрее начнем выводить людей из-под риска тяжелых форм течения COVID-19 с помощью вакцинации. Да, вирус все еще будет циркулировать, но погибнет меньше людей», - говорит эпидемиолог из Гарварда Марк Липсич.

В то же время не нужно достигать порога коллективного иммунитета, прежде чем передача начнет замедляться. При меньшем масштабе распространения инфекции меньше людей будет инфицироваться, а те, кто сделают прививку, будут лучше защищены от тяжелого течения болезни и летальных исходов. Пандемия будет медленно угасать по мере уменьшения количества госпитализаций и смертей.

Скорее всего, получение коллективного иммунитета будет недостижимым. Глобальное искоренение COVID-19 - это, в основном, мечта. Но жизнь с коронавирусом в будущем будет выглядеть гораздо нормальнее.

Новые мутации COVID-19 - это потенциально самый актуальный вызов для достижения коллективного иммунитета. По мере эволюции вируса вакцины и иммунитет будут вынуждены постоянно адаптироваться. Коронавирус мутирует со стабильной скоростью. Но недавно новые варианты накопили очень большое количество мутаций, которые вызывают беспокойство.

Варианты Южной Африки и Бразилии имеют несколько мутаций, включая ключевую - E484K. Эти мутации меняют форму спайкового белка вируса, в результате чего иммунной системе человека труднее распознавать патоген.

В Южной Африке новый вариант инфицирует некоторых людей, которые ранее переболели COVID-19. В воскресенье страна даже приостановила распространение вакцины AstraZeneca после того, как появились данные, свидетельствующие о недостаточной эффективности вакцины против местного штамма COVID-19. В Бразилии регион вокруг Манауса переживает огромную вторую волну COVID-19, несмотря на высокий уровень иммунитета среди местного населения после первой волны прошлого года.

Все эти данные указывают, что иммунитет, или от вакцин, или от предыдущей инфекции, слабый против этих вариантов. Британский вариант, который считается более трансмиссивным, не был связан со значительным снижением эффективности вакцины. Однако ученые начинают находить мутации E484K и в некоторых образцах британского варианта COVID-19.

То, что подобные мутации появляются в вариантах COVID-19, обнаруженных в разных странах, свидетельствует о том, что такие мутации являются относительно простыми генетическими изменениями. Учитывая достаточное количество времени и возможностей для репликации, вирусу иногда может повезти и он получит серьезную мутацию, которая поможет ему выжить. Но "если не дать ему шанса, это займет еще больше времени", замедление эволюции коронавируса требует предотвращения его распространения - и это должно объединить глобальные усилия.

Сейчас богатые страны в основном выкупили большую часть имеющихся вакцин. Даже если они смогут вакцинировать большие сегменты своего населения к концу 2021 года, вирус будет продолжать циркулировать в других местах и ​​набирать мутации, со временем развиваясь настолько, что имеющиеся вакцины могут стать еще менее эффективными. Широкое распространение COVID-19 в невакцинированных странах вполне может вернуть новые штаммы коронавируса в страны, которые вакцинируют свое население, тем самым спровоцировав новые вспышки COVID-19.

Страны, которые следуют вакцинному национализму, в первую очередь, вредят себе. Отобрать у COVID-19 шанс получить другие выгодные мутации означает уменьшить его распространение везде. Вакцины можно обновить до любых новых вариантов, но это будет постоянная гонка.

Однако, не только мутации COVID-19 делают получение коллективного иммунитета проблематичным. Если подумать об иммунитете, достигнутом благодаря вакцинам как о смягчении способности вируса воспроизводиться внутри человеческого организма, то можно увидеть четыре важных порога, от самых простых до самых тяжелых: защита от тяжелых симптомов, защита от каких-либо симптомов, защита от передачи и защита от инфицирования. Большинство показателей эффективности вакцин касаются именно предотвращения тяжелых симптомов, а эффективность прививок против передачи инфекции, как ожидается, будет ниже.

В долгосрочной перспективе коллективный иммунитет в целом имеет тенденцию к снижению, причем защита от тяжелых заболеваний является наиболее устойчивой. Новые варианты могут еще больше снизить эффективность вакцины. Вакцина, которая могла защитить реципиента от заражения «старой версией вируса», сможет защитить только от симптоматической инфекции. Это все еще хорошо для реципиента вакцины, но не так хорошо для коллективного иммунитета: реципиент прививки в таком случае сможет переносить достаточно вируса, чтобы бессимптомно передавать его другим.

Эта закономерность имеет биологические объяснения. Во-первых, «местоположение» иммунитета имеет значение. Респираторные вирусы, такие как COVID-19, инфицируют через нос и горло, но все современные вакцины против коронавируса идут в виде инъекций. Эти вакцины вызывают сильную иммунную реакцию и высокий уровень антител внутри организма - но не обязательно в слизистых оболочках носа и горла, которые являются первой линией защиты против коронавируса.

"Вполне возможно, что со временем, когда антитела будут ослабевать или исчезать, люди начнут инфицироваться через верхние дыхательные пути", - говорит биохимик из Техасского университета в Остине Джейсон Маклелан.

Во-вторых, тип иммунитета также имеет значение. После первичной вакцинации или заражения антитела циркулируют в крови. Антитела - это быстрая часть иммунной памяти, которая нейтрализует вирусы и не дает инфекции закрепиться в организме. Но поскольку уровень антител со временем снижается, как это уже задокументировано у некоторых людей, которые переболели COVID-19, антитела могут потерять эффективность. Еще одна часть иммунной системы, Т-клетки, являются более устойчивыми солдатами, важными для долгосрочного иммунитета. Однако для того, чтобы вступить в действие, им нужно больше времени, поэтому они предотвращают тяжелым заболеваниям, но не обязательно инфицированию или передаче вируса.

Что это означает в случае с COVID-19? Одним из возможных сценариев является то, что COVID-19 пойдет по пути четырех коронавирусов, которые вызывают простудные заболевания, часто реинфицируют людей, но редко приводят к тяжелым формам течения заболевания. Еще одним оптимистическим сценарием в случае с COVID-19 может быть то, что в будущем случаи заболевания коронавируса будут случаться довольно редко.

Четыре коронавируса, которые уже существуют в течение длительного времени, настолько распространены, что большинство людей, вероятно, переболели ими еще в детстве. А это помогло обеспечить начальный иммунитет против этих вирусов, поэтому повторное инфицирование будет иметь легкие симптомы.

COVID-19 очевидно представляет особую угрозу для людей пожилого возраста. Тогда стоит думать о вакцинах как о замене иммунитета. Дети, скорее всего, тоже получат вакцины против COVID-19, по крайней мере в богатых странах, где они доступны. И даже если защита с помощью вакцины несовершенна, включение детей в вакцинированную часть населения поможет уменьшить передачу вируса, резюмирует издание.

Читайте также: В ВОЗ раскритиковали стратегию распределения вакцины в мире

Впервые вспышка коронавируса в китайском городе Ухань была зафиксирована 12 декабря 2019 года. Первыми о случаях заболевания за пределами Китая заявили власти Японии, Таиланда и Южной Кореи.

30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила международную чрезвычайную ситуацию из-за коронавируса, а уже 11 марта - пандемию.

Каким будет мир после пандемии, какие угрозы коронавирус несет для будущего человечества, читайте в статье архимандрита Кирилла Говоруна «Жизнь после SARS-CoV-2: Средневековье или Ренессанс?» в ZN.UA.