UA / RU
Поддержать ZN.ua

Либеральная демократия еще не умерла - WP

Разные народы с разной историей и культурой все равно добиваются одинаковых свобод и прав.

"Эра либеральной демократии закончилась", - сказал венгерский премьер-министр Виктор Орбан на прошлой неделе, начав свой четвертый срок во главе правительства. Это уверенное утверждение прозвучало из уст самопровозглашенного чемпиона "нелиберальной демократии", который консолидировал в своих руках власть, близкую к той, которой пользуются диктаторы. Для этого он разжигал антииммигрантькие, антиисламские и антисемитские предубеждения, переписывал избирательные законы и ставил своих соратников во главе СМИ, правоохранительных органов, судов, институтов культуры, церквей, школ и университетов. То, что Орбан делает в Венгрии, отражает глобальный тренд, - пишет Washington Post.

Согласно данным Freedom House, 2017-й год был уже 12-м годом постоянного сокращения свободы в мире. Это эра автократов, таких как Раджеп Тайип Эрдоган, Владимир Путин, Николас Мадуро или Абдель Фатах аль-Сисси, которые жестоко искоренили остатки демократии в своих странах. В Китае коллективное правление открыло путь для культа личности Си Цзиньпина. "Арабская весна" завершилась еще большим деспотизмом и хаосом. Только в Тунисе появилась демократия. Freedom House указывает на то, что президент США Дональд Трамп тоже вредит свободе в своей стране, атакуя СМИ и верховенство закона, поддерживая при этом иностранных диктаторов.

Консенсус о "конце истории" в 1990-х годах, который провозглашал, что либеральная демократия обречена на триумф, стал причиной того, что, как писала Мадлен Олбрайт в своей новой книге, фашизм получил шанс завладеть будущим. Было ошибкой считать, что распространение свободы неизбежно. Но не менее ошибочно и считать, что патриотический сентимент о "духе 76" времен Томаса Джеферсона устарел, как камзолы и треуголки "отцов-основателей". Никто в мире не жил в демократии в 18-м веке, если говорить о всеобщем избирательном праве. Сегодня 39% населения мира живет в свободных странах, а еще 24% - в относительно свободных. И куда не взгляни, идет борьба за свободу.

В субботу более чем 10 миллионов иракцев голосовали на выборах, которые были конкурентими и без насилия. Явка была низкой, но все равно это индикатор того, что демократия в Ираке, которая появилась после "черных дней" американского вторжения 2003-2007 годов, а также пережила войну с Исламским государством, все еще жива.

В Малайзии на прошлой неделе на выборах впервые в истории потерпела поражение "Объединенная малайская национальная организация". Она руководила страной с 1957 года. Премьер-министр Наджиб Разак, которого обвиняли в массовых растратах госсредств, уступит место 92-летнему экс-премьеру Магатхиру Мохамаду, который пообещал освободить из тюрьмы оппозиционера Анвара Ибрагима и даже передать ему власть в стране. Учитывая то, что Магатхир и сам как-то бросил Анвара в тюрьму, это хороший знак примирения между старыми врагами.

Издание также напоминает о протестах в Армении, которые не позволили экс-президенту Сержу Саргсяну стать премьер-министром и таким образом остаться во главе страны. В отличие от Украины и Грузии, Армения после своей революции не отказалась от пророссийской политики. Но это все равно прогресс для постсоветской коррумпированной страны, которая страдает от коррупции. Также продемократические протесты недавно прокатились в Никарагуа и Польше, где демонстранты тоже хотели защитить свою свободу. Нельзя сказать, что демократия победила в Ираке, Малайзии, Никарагуа или Польши. Но тот факт, что так много людей в этих странах с разной историей, религией, этническими и культурными особенностями, борются за одни и те же права - это знак, что самоопределение остается универсальным зовом.

Ранее издание The Economist называло либерализм лучшей идеей за последние 400 лет. Однако, выжевет ли она? Самый большой враг либерализма - не распыление, а старомодная жадность, присущая некоторым элитам в Давосе. Но, по мнению издания, не правильно говорить о том, что единственная возможность народа освободиться от противоречий либерализма - это "освободиться от либерализма вообще".

На Всемирном экономическом форуме в Давосе профессор политологии Принстонского университета Ян-Вернер Мюллер предупреждал, что либералы делают грубую ошибку, когда недооценивают популистов. Не стоит думать, что популисты не смогут заменить более компетентных людей в правительстве. К тому же, по мнению Мюллера, ни один популист не может победить без поддержки кого-то из истеблишмента. Поэтому успехи таких политиков - это также вина и традиционных элит.