Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила с резким посланием комиссарам ЕС в четверг вечером на их первой личной встрече за многие недели. Она рассказала своим коллегам, что у них была возможность составить жизнеспособный план реконструкции европейской экономики, разрушенной кризисом коронавируса. Но у них было мало драгоценного времени в распоряжении и только один шанс сделать это правильно, пишет Financial Times.
Одна важная деталь явно отсутствовала в частной презентации президента комиссии в комнате без окон в здании Берлаймонта в Брюсселе, отсутствовал чрезвычайно спорный вопрос о размере фонда восстановления, который она вскоре предложит.
Урсула фон дер Ляйен планирует смелое предложение о предоставлении ей новых полномочий, поскольку она стремится поставить свое учреждение в центр усилий по оживлению европейской экономики, обращаясь к государствам-членам с просьбой предоставить ей беспрецедентную свободу действий для сбора средств. Но бывший министр обороны Германии сталкивается с главным испытанием своего президентства, она стремится преодолеть горький раскол внутри ЕС по поводу плана.
Правительства Южной Европы настаивают на том, чтобы ЕС получил новую поддержку в размере 1,5 триллионов евро для борьбы с кризисом. Но страны Севера скептически относятся к таким грандиозным амбициям.
После телефонных переговоров с более чем 20 лидерами в выходные Урсула фон дер Ляйен определила предполагаемую "зону приземления" для размера фонда восстановления - или "инструмента" на языке ЕС, сообщил представитель комиссии, знакомый с переговорами.
В то время как ранние информационные утечки предполагали, что комиссия займёт около 320 млрд Евро для финансирования инструмента восстановления, чиновник сказал, что эта цифра будет "значительно больше", поскольку большая часть финансирования будет распределяться в форме грантов, а не займов.
"Это совершенно новая конструкция, которую мы создаем - она имеет огромное значение", – Урсула фон дер Ляйен в интервью FT. "До последнего заседания Европейского совета (в апреле – ред.), когда нам было поручено это, не было ничего, что могло бы дать ответ, принимая во внимание все противоположные взгляды".
Даже после десятилетия, в течение которого ЕС переходил от одного кризиса к другому, от угрозы Grexit к реальности Brexit, решения, которые должны быть приняты в ближайшие недели, станут определяющим моментом для европейского проекта.
В соответствии с планами Урсулы фон дер Ляйен по восстановлению Европы от спада, вызванного коронавирусом, который должен будет найти поддержку среди всех 27 государств-членов ЕС, Еврокомиссии будет разрешено выпустить сотни миллиардов евро долга для создания фонда восстановления. Цель состоит в том, чтобы стимулировать рост в странах, чьи государственные финансы были разрушены в результате кризиса.
Перед президентом комиссии стоит трудная личная задача - разработать предложение, которое не будет сразу отвергнуто большими кругами Европы - особенно после неопределенного начала, во время которого ЕС был обвинен в том, что он не смог быстро осознать масштабность кризиса.
Урсулы фон дер Ляйен, вступившая в должность 1 декабря, изо всех сил пыталась подавить разногласия между своими еврокомиссарами, в то время как некоторые чиновники утверждают, что ей и ее небольшому и сплоченному кругу ключевых советников было трудно справиться со сложными процедурами бюрократической машины, которой она управляет.
"Выполнение этого плана восстановления станет моментом истины для этой Европейской комиссии - моментом, когда она определит ее судьбу", - говорит Паскаль Лами, бывший глава Всемирной торговой организации, который был главой кабинета при Жаке Делоре, когда он возглавлял Европейскую комиссию с 1985 по 1995 годы. "Они говорят об исключительном разрешении ЕС заимствовать и управлять дефицитом для финансирования восстановления. Это действительно будет означать "пересечь Рубикон" для государств-членов".
Кризис коронавируса усугубил экономические и политические разногласия между севером и югом, которые давно угрожают расколоть ЕС. В частности, настроения в Италии резко изменились за последние три месяца, и даже некоторые проевропейские голоса ставят под сомнение долгосрочное будущее страны в ЕС.
Фискальное вмешательство
После того, как в марте разразился кризис, характер общего экономического реагирования Европы стал темой гневных обвинений среди государств-членов. Южные государства, включая Италию, обвинили Германию и ее союзников в том, что они не проявили достаточной солидарности. Между тем, бережливые страны на севере раздражены призывом к крупномасштабному выпуску общего долга.
Доходность суверенных облигаций находится под контролем Европейского центрального банка, который планирует приобрести в этом году около 900 млрд евро дополнительных облигаций, и министры договорились о пакете мер по чрезвычайной помощи на 540 млрд евро, включая потенциальные кредитные линии от Механизма Европейской Стабильности.
Но Кристина Лагард, президент Европейского центрального банка, настаивает на том, что ответ на кризис не может зависеть только от монетарной политики. Весьма спорное решение о политике ЕЦБ конституционным судом Германии подняло новые вопросы относительно перспектив кредитно-денежной политики и усилило требования к убедительным финансовым ответам государств-членов.
Паоло Джентилони, еврокомиссар по экономике, заявил FT, что он опасается, что кризис может усугубить экономическую дивергенцию в блоке, учитывая разные фискальные возможности, доступные для разных стран-членов.
"Этот общий кризис может иметь все более неравные последствия, и это создает риски для равных условий в государствах-членах и для экономической конвергенции, особенно в зоне евро", - говорит Джентилони. "Комиссию просят сделать предложение, способное соединить различные позиции и достичь консенсуса - что легко сказать, но не очень легко достичь".
На саммите в конце апреля европейские лидеры согласились, что вместо создания специального фонда для поддержки восстановления, они поставят Еврокомиссию в центр, предоставив ей новые возможности заимствования и увязав ее расходы с бюджетом ЕС на 2021-2027 годы, известные как многолетние финансовые рамки (МФР – ред.).
"Мы поняли, что нам нужен объединяющий принцип - и единственный инструмент, которому доверяют, который установлен и доказан это МФР", - говорит Урсула фон дер Ляйен. "Обсуждаемый в то время фонд восстановления был оспорен - некоторые хотели этого, а другая часть вообще не хотела. И для меня главное беспокойство было то, что мы еще не использовали новый МФР ранее".
Согласно идеям Еврокомиссии, государства-члены предоставят ей гарантии для заимствования сотен миллиардов евро на открытом рынке. Еврокомиссия будет направлять деньги в виде дешевых займов, а также грантов и гарантий для поощрения инвестиций в проекты и компании.
Эти деньги будут введены в государства-члены через радикально реформированный МФР, но увязка фонда восстановления с бюджетными переговорами представляет собой азартную игру, учитывая, что они находятся в тупике уже более двух лет.
В то время как южные страны хотят, чтобы как можно больше денег в фонде восстановления были направлены в виде безвозмездных грантов, северные страны выступают против выдачи огромных сумм заемных денег без обязательств по их возврату. Со своей стороны, восточные страны, которые зависят от программ регионального развития ЕС, опасаются, что расходы будут перенаправлены на беспокойный юг Европы.
Чиновник комиссии, знакомый с переговорами на выходных, говорит, что в "зоне приземления", которая, вероятно, будет предложена комиссией, доля грантов будет больше, чем доля кредитов, учитывая, что недавно согласованный пакет ЕС в 540 млрд Евро был полностью составлен из кредитов государствам-членам.
Тем временем государства-члены готовятся к сложным дебатам о том, как и когда будет погашен долг. Комиссия планирует обратиться к государствам-членам с просьбой предоставить ей новые источники доходов - так называемые "собственные ресурсы" - чтобы помочь ей обслуживать свои заимствования, например, налог на пластик, но это будет непростой задачей для национальных казначейств.
Столицы должны будут установить правила, определяющие, как деньги распределяются между государствами-членами, а также условия реформы, связанные с грантами ЕС.
Урсула фон дер Ляйен также должна привлечь Европейский парламент и в последние дни ведет интенсивные переговоры с политическими лидерами. После апрельского саммита она предложила, чтобы она имела в своем распоряжении не менее 1 трлн евро, но на прошлой неделе Европарламент предупредил ее не использовать "финансовое волшебство и сомнительные множители" для достижения якобы впечатляющей цифры.
Недостаток координации
У Урсулы фон дер Ляйен было мало времени, чтобы подготовиться к политической задаче, которая сейчас на повестке. Она неожиданно оказалась на посту председателя комиссии в прошлом году после того, как в ходе фракционных дебатов в ЕС не удалось достичь консенсуса за такими фигурами, как лидер правых в Европейском парламенте, Манфред Вебер, который боролся за пост президента.
Несколько официальных лиц и дипломатов заявили, что она столкнулась с проблемами на раннем этапе кризиса, поскольку у нее было мало опыта в структурах ЕС и она была немедленно брошена в чрезвычайную ситуацию, вызванную сферами, контролируемыми государствами-членами, особенно в области здравоохранения и безопасности границ.
"Вначале она была нерешительной, в первую очередь потому, что кризис ударил в тех областях, где комиссия не обладает компетенцией", - говорит один из чиновников.
Урсулы фон дер Ляйен занимает практический подход к этой роли, в отличие от предыдущего председателя комиссии Жан-Клода Юнкера, самозваного делегата. Она председательствует на ежедневных оперативных совещаниях по вопросам реагирования в Брюсселе, в которых участвуют не только политические руководители учреждений, но и гражданские служащие, работающие над приоритетными проектами, которые призваны представлять обновленную информацию о достигнутом прогрессе.
И все же это внимание к деталям пришло вместе с тем, что некоторые критики считают усилия Урсулы фон дер Ляйен по политической координации недостаточными и закидывают ей чрезмерную опору на небольшую группу доверенных советников - некоторые из которых приехали с ней из Берлина - чтобы возглавить 32 тысячную бюрократическую машину.
"Я думаю, что самая большая проблема заключается в том, что она окружила себя двумя-тремя людьми и не слушает других людей", - говорит один из представителей ЕС.
Национальные дипломаты выражают разочарование по поводу своей неспособности получить доступ к последним документам, в которых излагаются проекты планов комиссий, и к длительным периодам ожидания после запросов о предоставлении информации, хотя в последние недели диалог по бюджету заметно активизировался.
В последнее время Комиссия приняла решение активно расследовать утечки внутренних документов, включая проекты идей плана восстановления. Один дипломат из ЕС говорит, что блокирование нарушило обычный метод работы Брюсселя, в соответствии с которым утечки равносильны неофициальным "консультациям" по предложениям с национальными делегациями. Другой описывает это как "охоту на ведьм".
Представитель комиссии на прошлой неделе заявил, что в комиссии, расследующей утечку, "абсолютно ничего особенного" не было. Но другой дипломат утверждает, что расследования указывают на разочарование со стороны г-жи фон дер Ляйен в связи с тем, что она не смогла установить более строгий контроль над ее институтом.
Официальные лица отмечают, что г-жа фон дер Лейен никогда не была премьер-министром, что ставит ее в другое положение по сравнению с Юнкером, который с 1990-х годов являлся премьер-министром Люксембурга за столом глав государств и правительств ЕС. Временами она изо всех сил старалась обеспечить единую позицию своей команды, которая включает в себя политиков, включая г-на Джентилони, бывшего премьер-министра Италии, который вместе с французским комиссаром Тьерри Бретоном выдвинул в апреле четкие планы создания специального европейского фонда для выпуска долга.
Результат был ошибочным ожиданием того, что будет делать ЕС, и большей наглядности политических и географических недостатков, которые проходят через высшие эшелоны комиссии.
Урсула фон дер Ляйен подчеркнула огромный объем работы, которую институт проделал под ее руководством - комиссия приняла более 260 мер в ответ на кризис, в том числе 140 разрешений на национальную государственную помощь, схему выдачи разрешений на медицинский экспорт, руководство по закрытию границ и ослабление правил еврозоны для национальных бюджетов.
Одна из ее флагманских программ, схема ЕС на сумму 100 млрд евро для поддержки национальной работы на короткий срок, была подписана правительствами в пятницу, всего через месяц после того, как она была предложена.
"Там, где у нас есть прерогатива, мы могли действовать быстрее, чем кто-либо другой", - Урсула фон дер Ляйен. Без ранних шагов, таких как приостановление бюджетных правил блока и ослабление требований государственной помощи, добавляет она, "ни одна из стран-членов не была бы в том состоянии, в котором они находятся сегодня. Они отчаянно нуждались в этом, и мы сделали это в рекордно короткие сроки".
Большие взносы
Однако ее самая большая проблема еще впереди. Президент и комиссар по бюджету Йоханнес Хан планируют подписать планы восстановления 27 мая, после чего основное внимание будет перенесено на президента Европейского совета Чарльза Мишеля и государства-члены, которые должны обсудить бюджет и пакет восстановления, предложенный комиссией.
Канцлер Германии Ангела Меркель послала сигнал, что она готова значительно увеличить вклад Берлина в общий ответ ЕС, что дает некоторым наблюдателям надежду, что прорыв возможен. Но если комиссия неверно оценит свои предложения, и если они плохо будут восприняты в национальных столицах, это подорвет почву.
Саммит по МФФ в феврале показал, насколько разносторонними являются разногласия между государствами-членами, поскольку переговоры по бюджету прервались без прогресса после ночных переговоров. Красные линии во время этих переговоров, такие как настойчивость северных стран в сохранении бюджетных скидок, не были стерты.
"Я надеюсь, что все понимают, что нет никакого вопроса о том, чтобы сделать какое-то среднее скромное предложение о косметическом ремонте фасада", - говорит один высокопоставленный дипломат ЕС. "Это вопрос выживания для внутреннего рынка и европейского проекта."
Ранее сообщалось, что Конституционный суд Германии потряс Европу, постановив, что правительство Германии и главные судьи ЕС не смогли должным образом проанализировать программу покупки облигаций Европейского центрального банка. Решение угрожает настроить Европейскую комиссию против Германии, экономически крупнейшего государства-члена ЕС.
Напомним, что Европейский центральный банк предупреждает о сокращении ВВП из-за пандемии коронавируса. Подробнее читайте в интервью Юлии Самаевой с аналитиком J.P. Morgan Дэвидом Стаббсом "Мы никогда не знаем точно, где дно"".