В начале кризиса люди недооценивают опасность, считают, что в случае ЧП будут хаотично носиться, но на самом деле это маловероятно, пишет в своем Telegram-канале кандидат психологических наук Николай Молчанов. Так было и со стремительно охватившей мир пандемией коронавирусной инфекции.
"Мы думаем, что в экстренной ситуации начнем быстро, пусть и неправильно, действовать. Скорее всего, наоборот. Начнем делать вид, что все прекрасно. Новая ситуация требует новой модели поведения, которой у нас нет. Более того, мы не хотим этой новой ситуации. Поэтому мозг начинает цепляться за привычную модель поведения. Мы делаем то же, что и всегда, надеясь, что окружающий мир тоже станет прежним", - объясняет он.
Согласно исследованиям психолога и инструктора по выживанию в боевых условиях Джона Лича, в состоянии стресса замирают около 75% людей. Оставшиеся делятся на две части - паникеров и тех, кто действует с необыкновенной четкостью.
На практике чаще всего выживают именно те, кто готовился к худшему и заранее прикидывал свои действия в кризисной ситуации. В тяжелый момент они не думают, борясь с захлестывающими эмоциями, а просто действуют по плану.
При этом ключевым запросом общества в условиях пандемии коронавируса и карантинных ограничений становится справедливость: "В обычной жизни мы не задумываемся о справедливости, как о чем-то важном. Необходимом. А она входит в перечень значимых потребностей нашего мозга, аналогично стремлению к еде и защите", - отмечает автор.
В начале пандемии справедливость воспринималась людьми как "верните все как было". Докризисные работу, зарплату, цены и качество жизни. Поскольку "раз так было всегда, то это справедливо".
Но чем дольше затягивается карантин, тем крепче понимание того, что справедливости нет, что человек столкнулся с абсолютно новой ситуацией.
"А наше поведение обусловлено ситуационными факторами. И вот люди кругом начинают вести себя по-другому. Как мы не привыкли их видеть. И это пугает", - объясняет психолог.
Он приводит такой пример: покупателю нахамили в магазине. В абсолютно нейтральной, казалось бы, ситуации. Почему? Да потому что продавец не умеет разговаривать с людьми и все дело в ней самой.
"Со знакомыми людьми схема работает еще надежнее. Если на работе есть какой-нибудь малоприятный тип - мы ни на секунду не усомнимся, что причина сегодняшнего брюзжания - его мерзкий характер. А не тот факт, что мы в пятый раз сорвали дедлайн", - пишет Молчанов.
Это фундаментальная ошибка атрибуции. В качестве причины поступков других людей мы обычно видим их личностные качества, а это не так. Поведение человека в первую очередь зависит от окружающих обстоятельств, а не свойств характера.
Психолог напоминает о том, что каждый человек в разных ситуациях ведет себя по-разному: где-то легко шутить, где-то – демонстрировать агрессию, быть стеснительным или смелым.
Угроза жизни в период пандемии вызывает глубоко скрытые под культурным слоем атавистические реакции. Чем шире разворачивается кризис, тем уже круг людей, которых мы стремимся защитить. В эпоху благоденствия легко поддерживать детей в Африке. В эпоху кризиса больше внимания к витальным потребностям и "своим".
"Толерантность это, конечно, хорошо. Только ее нет. Как бы ни хотелось, Homo Sapiens, как и все социальные млекопитающие, ксенофобы. Люди делят человечество на "своих" и "чужих"", - отмечает эксперт.
Люди склонны поддерживать "свою" группу, даже если она сформирована только что, критерии попадания в нее абсолютно случайны, а человек оказался в ней по чьему-то указанию. Наш класс, наша команда, наш отдел - всегда лучше.
Как только мы относим себя к какой-то группе, начинает работать феномен группового фаворитизма. Мы предпочитаем иметь дело со "своими" - даже если не походим на них по интересам, взглядам, личностным особенностям. А виноватыми в проблемах становятся "они".
"Плюс, это удобно. Поэтому (президент США Дональд) Трамп так настойчиво называл коронавирус "китайским"", - добавляет Молчанов.
Украинский блогер Роман Шрайк пишет, что осознанно или нет, но некоторые политики и чиновники уже научились играть на этом общественном нерве.
"Справедливость - главное слово ближайшего времени. И когда мэр Днепра Борис Филатов обращается к президенту, раз за разом спрашивая: "Разве это справедливо?", он попадает в нерв времени", - подчеркивает он.
Пока задача выживания стоит перед маленькими компаниями, и именно они ведут себя эгоистично по отношению к сотрудникам. Крупный бизнес, наоборот, повышает репутацию, занимаясь благотворительными проектами, направленными на пользу всего общества.
Только вот что будет дальше - зависит не от компаний и их руководства. А от ситуации. Если кризис закончится здесь и сейчас - социально ответственный бизнес и власть останутся в памяти в роли спасителей. А если ситуация ухудшится, эгоистичное поведение охватит и крупные компании, прогнозирует Николай Молчанов.
Вспышка инфекционной болезни COVID-19 показала всю шаткость современной технологической цивилизации. Готово ли мировое сообщество реагировать на сегодняшние серьезные вызовы в сфере безопасности и новые биоугрозы, читайте в статье Александра Капустина "Хрупкость технологической цивилизации" для ZN.UA.