Российское военное присутствие вокруг Сирии продолжает отражать нынешнюю осторожную и нерешительную реакцию Кремля на падение режима Башара Асада, считают аналитики Института изучения войны (ISW). В ISW опубликовали снимки Maxar Technologies от 10 декабря из порта Тартуса.
Фото Sentinel-2 показывают, что российские корабли до сих пор не вернулись в сирийский порт Тартус. На них видно, что российская флотилия Средиземного моря все еще находится в 8-15 км от порта.
Аналитик из открытых источников М.Т. Андерсон идентифицировал четыре российских корабля в этом радиусе по состоянию на 10 декабря. В частности, это:
- фрегат класса Адмирал Горшков (вероятнее всего, корабль Адмирал Головко);
- фрегат типа Адмирал Григорович;
- подлодка Новороссийск (принадлежит к усовершенствованному типу подлодок класса Кило по классификации НАТО);
- танкер Калининграднефть (принадлежит к классу Вязьма).
Другие аналитики из открытых источников отметили, что крупный десантный корабль Балтийского флота «Александр Шабалин» проекта 775 вышел из морской зоны Балтийского моря 10 декабря, что может способствовать вывозу некоторых российских военных активов из Тартуса в Средиземноморье, возможно, в Тобрук.
Российский милблогер утверждал, что по состоянию на конец 9 декабря «статус Хмеймима (авиабазы) и Тартуса висит в воздухе». В то время как пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков подчеркнул, что «трудно предсказать» события в Сирии, но Россия будет продолжать диалог со всеми странами, имеющими общие с ней интересы.
«Спутниковые снимки Максар от 10 декабря показывают, что российские самолеты, вертолеты и связанное с ними военное снаряжение все еще находятся на авиабазе Хмеймим. Отсутствие согласованной реакции России как с точки зрения военной позиции, так и риторических заявлений свидетельствует о том, что Кремль все еще выжидает, чтобы сформулировать дальнейшие шаги в Сирии, наблюдая за ситуацией на местах», – отметили в ISW.
По мнению аналитиков, Кремль вероятнее всего не решается полностью эвакуировать все военные активы из Сирии, если ему удастся наладить отношения с сирийскими оппозиционными силами и переходным правительством, а также продолжить обеспечивать безопасность своего базирования и персонала в Сирии.
Ранее Главное управление разведки Минобороны Украины сообщало, что Россия эвакуирует из Сирии своих военных и имущество. Для этой операции РФ задействовала транспортные самолеты, курсирующие по маршруту «Хмейм-Ульяновск».
Российская военная база в Тартусе формально называется 720 пунктом материально-технического довольствия (ПМТО) Военно-морского флота РФ. Она появилась в 1971 году, после того как к власти в Сирии пришел Хафез Асад. Долгое время на базе ремонтировались и обслуживались российские корабли. Однако с 2011 года из-за нее начали «снабжать» военную помощь РФ для сил Башара Асада. Уже с 2015 года после реконструкции Тартус стал логистическим центром поставки российской группировки в Сирии.
В 2016-2017 годах на базе находились ЗРК С-300 и С-400, ЗГРК «Панцирь-С1», там расширили причал, склады и построили вертолетную площадку. Согласно договору от 2017 года, Россия получила право безвозмездно пользоваться объектом до 2066 года. Максимальное количество военных кораблей, которым разрешили одновременно находиться в пункте, по договору составило 11 единиц.
Другой российский объект российского Минобороны в Сирии – авиационная база Хмеймим в городе Джабла недалеко от порта Латакия. Ее Россия создала на базе местного международного аэропорта после официального вмешательства РФ в сирийскую войну в 2015 году. Две взлетно-посадочные полосы авиабазы позволяют принимать даже стратегические бомбардировщики и военно-транспортные самолеты тяжелого класса.
Хмеймим считается оплотом российского военного присутствия в Сирии. Здесь размещались почти полсотни самолетов и вертолетов, тысячи военнослужащих, в том числе бойцов ЧВК «Вагнера» и членов их семей.
База Хмеймим также выполняла важную роль для поставки российского «Африканского корпуса», действующего в ЦАР и нескольких странах. Здесь русские военно-транспортные самолеты могли осуществлять дозаправку. Других объектов, которые могли бы заменить Хмеймим, Россия в этом направлении не имеет.
В целом с началом полномасштабного вторжения в Украину Россия уменьшила численность контингента в Сирии – по состоянию на осень 2024 года их число оценивалось в 7,5 тысячи. Что касается технического арсенала, то данные о нем отсутствуют.
О том, как падение режима Асада в Сирии может масштабно повлиять на Украину, в статье для ZN.UA рассказывал член экспертного совета Центра гражданских свобод Вячеслав Лихачев.