Коррупция, автократия, властное правительство - это те угрозы, которых ЕС хотел избежать, когда молодые демократии Восточной Европы присоединились к блоку в начале 2000-х годов. Но некоторые европейские страны сейчас обеспокоены из-за того, что восточные члены блока просто переправили свои проблемы в ЕС. Конфликт Евросоюза с Польшей и Венгрией показал, что блок слишком долго игнорировал угрозы, пишет The Economist.
Одним из главных «нарушителей» стала Польша. Сначала правительство в Варшаве «наполнило» свой Конституционный суд «верными» судьями, а затем заставило их принять решение о том, что польская конституция может в некоторых случаях превышать европейское законодательство, что выглядит, как нападение на основной принцип членства в ЕС.
Между тем премьер-министр Венгрии Виктор Орбан «давил» на политических оппонентов и «атаковал» независимые СМИ. В то же время жесткая политика глушит экономику большей части страны.
Часть граждан ищет лучшего будущего на Западе. Это может дать толчок консервативным популистским политическим силам, таким как правящая партия «Право и справедливость» в Польше или партия Орбана «Фидес» в Венгрии.
В течение некоторого времени в странах Восточной Европы наблюдались проблески сопротивления. Один из них состоялся в 2019 году с избранием президентом Словакии Зузаны Чапутовой - активистки по защите окружающей среды и борьбе с коррупцией. В прошлом году еще одна прогрессивная лидер стала президентом соседней Молдовы, которая не входит в ЕС. А в начале этого года противоречивый бывший премьер-министр Болгарии Бойко Борисов не смог получить четвертый срок на посту, хотя его оппоненты еще не сформировали правительство.
Но в октябре произошла резкая смена тенденции. 9 октября премьер-министр Чехии Андрей Бабиш плохо прошел на выборах. Теперь он, похоже, будет отстранен от должности конкурирующей коалицией, хотя может временно вступить в должность президента, поскольку действующий лидер имеет проблемы со здоровьем. Одним из факторов, которые, вероятно, привели Бабиша к поражению, стало появление его имени в Pandora Papers, которые раскрывают использование государственными деятелями фиктивных компаний для сокрытия средств. Бабиш, как и Борисов, отрицает любые правонарушения.
В тот же день из-за коррупционного скандала канцлер Австрии Себастьян Курц подал в отставку после того, как его партнеры по коалиции угрожали свергнуть правительство, если он этого не сделает. Курц также настаивает, что «не сделал ничего плохого». По всей Центральной и Восточной Европе терпение избирателей к потенциальным махинациям своих лидеров исчерпывается.
Даже Орбан чувствует давление. Несколько главных оппозиционных партий Венгрии сумели сформировать единый фронт. В процессе, который был достаточно тяжелым, они договорились не конкурировать на парламентских выборах и избрали единого кандидата на должность премьер-министра. Очередной избирательный триумф партии Орбана уже не выглядит неизбежным.
В то же время, с опозданием, ЕС становится жестче с Венгрией и Польшей. Европейская комиссия угрожает заблокировать финансовую помощь для борьбы пандемией. Каждая страна-член имеет право на большое количество денег, но Комиссия должна утвердить их планы расходов. Ссылаясь на проблемы с верховенством права, Еврокомиссия пока отказывается предоставить финансовую помощь Венгрии или Польше.
Если судам стран нельзя доверять, то выдача средств ЕС также вызывает беспокойство. Это может быть первый момент, когда блок сделал больше, чем просто раскритиковал проблему эрозии демократии в своей восточной части. Насколько далеко готова зайти Еврокомиссия, еще неизвестно. Но если постоянные разговоры лидеров ЕС о демократических европейских ценностях имеют какое-то значение, они должны быть жесткими, резюмирует издание.
Решение Конституционного суда Польши о том, что национальное законодательство имеет приоритет над общеевропейскими законами, разрушают одну из основ единой Европы, на которых она держалась на протяжении последних десятилетий. Это породило разговоры о выходе Польши из Евросоюза и привело к многотысячным акциям оппозиции. Но действительно ли Варшава планирует «Полексит», читайте в статье Александра Шевченко "Разрушит ли Польша ЕС?".