UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конфликт Израиля и Палестины все еще не решен — The Economist

Мирный процесс стал препятствием для прогресса.

Незначительный эффект на пути к решению конфликта между Израилем и Палестиной вызывает вопрос о том, действительно ли этой проблеме было уделено достаточно времени и усилий. Америка начала контролировать переговоры между израильтянами и палестинцами еще три десятилетия назад. Но Святая земля до сих пор остается заложником спора двух народов, которіе не могут заставить себя жить вместе. Эскалация конфликта в мае, в результате которой погибли 242 палестинца и десять израильтян только открыла пространство для следующего раунда битвы, пишет журнал The Economist.

Мирный процесс, установленный соглашениями в Осло 1993 года, предусматривает создание двух государств, используя обмен землей, гарантии безопасности, соглашение о разделе Иерусалима и ограниченное «право на возвращение» для палестинцев. Израиль должен был стать процветающей демократией и святыней для евреев, а для палестинцев соглашения обещали право на самоуправление. Время от времени достижение мира было очень близким, но потом снова отступало на фоне взаимных обвинений.

Однако сегодня, вместо того, чтобы идти по пути к решению конфликта, «мирный процесс» препятствует прогрессу. Все делают вид, что мир все еще на повестке дня, но на самом деле это не так. Это формула борьбы. Реальный прогресс откладывается обещаниями, что когда-то все будет решено соглашением, которое постоянно находится где-то «за горизонтом». Это также формула, которая по умолчанию может привести к образованию «единого государства».

Мнение о том, что модель двух государств рискует принести вред, не станет новостью для палестинцев. В соответствии с этим будущее жизнеспособной, суверенной Палестины отступило. Палестинская территория на Западном берегу - это архипелаг в море израильских поселений, что разрастаются, и которые являются незаконными в соответствии с международным правом.

Сектор Газа – «изолированный остров», отрезанный израильской и египетской блокадой. Палестинская администрация должна быть правительством. Но молодые палестинцы рассматривают ее как агента оккупации Израиля, даже несмотря на то, что этим «хвалят» ХАМАС - агрессивную исламистскую группу, которая руководит сектором Газа, поддерживая противостояние с Израилем.

Вместо устаревшей идеи создания двух государств, новое видение Палестины заключается в том, чтобы требовать соблюдения прав человека в одном государстве. Те, кто находится в секторе Газа и на Западном берегу, возмущаются из-за того, что должны получать разрешения Израиля на поездки к своим семьям. Последние бои были вызваны спором о правах в Восточном Иерусалиме, где большинство палестинцев являются только «жителями».

Это оставляет Израиль в затруднительном положении. Страна процветала после соглашений в Осло. За последние 30 лет ВВП на душу населения вырос более чем вдвое. Система противоракетной обороны Израиля существенно защищает его от нападений ХАМАСа. Разделенное, слабое палестинское руководство устраивает израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который мало интересуется судьбой палестинцев. И дело не только в нем: конфликт с палестинцами почти не влиял на выборы в Израиле.

Но так не может продолжаться. Модель соглашений в Осло позволяет Израилю утверждать, что оккупация будет отменена в конечном договоре. Между тем идея «временной оккупации» все больше углубляется.

Не имея надежды на договоренность, критики Израиля заговорили о «реальности одного государства». Это бросает вызов Израилю: поскольку Святая Земля имеет столько же евреев, сколько и палестинцев. Сейчас многие критики израильской политики, включая некоторых либеральных евреев, сравнивают отношение к палестинцам с апартеидом.

Потребность расширить права для Палестины имеет резонанс за рубежом, не в последнюю очередь в залах американского Конгресса. Получив поддержку Израиля от Республиканской партии, Нетаньяху помог сделать палестинцев частью американских культурных войн. Прогрессисты в Демократической партии начали заявлять, что жизнь палестинцев имеет значение.

Америка - важнейший союзник Израиля. Однако американская помощь сейчас имеет меньшее значение, чем раньше, ведь Израиль сам производит большинство своих усовершенствованных видов оружия.

Также Израиль расширил отношения с большим количеством стран, включая своих арабских соседей после Авраамского мирного договора. И все же, если страна отойдет от Европы и Америки и приблизится к таким России, Китаю или Индии, это поставит под сомнение верность Израилю западному, либеральному и демократическому идеалу.

Что еще важнее, недальновидность Нетаньяху оставляет еще меньше шансов для Израиля решить проблему с палестинцами. Стена, которая отделяет Израиль от Западного берега, привела к глубокому недоверию между арабами и евреями. Поселения, которые когда-то считались временными, стали постоянными препятствиями для мира.

Статус-кво в течение длительного времени служил Израилю, но он не является устойчивым. Рано или поздно наступит момент, который потребует новой «формулы жизни» рядом с палестинцами. «Теоретическое соблюдение» соглашений, заключенных в Осло, подрывая их на практике, питает реальность решения одного государства и затрудняет создание двух государств.

Вместо того, чтобы навязывать мир дипломатическими приказами «сверху вниз», более реалистичной целью является строить движение к решению проблемы «снизу вверх». Руководящим принципом должно быть сосредоточение внимания на соблюдении прав палестинцев.

Конечно, Израиль так быстро не предоставит палестинцам полных прав. Но он может гарантировать равенство для своих арабских граждан, предоставив им поддержку. Это могло бы сделать администрацию Иерусалима более инклюзивной, что помогло бы избежать очередной войны. Израиль должен взять на себя большую ответственность за кризис на Западном берегу и в секторе Газа, а также приложить усилия для его смягчения.

Сосредоточение внимания на правах людей также сделает палестинских лидеров более ответственными. Они не смогут легко требовать от Израиля прав на то, что они сами запрещают собственному народу. Махмуд Аббас уже четвертый срок находится на посту президента. Его партия ФАТХ имеет слишком устаревшие взгляды. Между тем ХАМАС унижает права собственного народа. Новые и более умеренные палестинские лидеры являются предпосылкой мира.

Отказ от соблюдения соглашений, заключенных в Осло, очевидно, несет риск. Без четких обязательств, израильские поселения могут продвинуться дальше на территорию Палестины. ХАМАС, который хочет единого государства, где палестинцы будут главными, может удвоить свое сопротивление. Но сегодняшний путь еще более рискованный.

Мир всегда начинается с принятия реальности. Стабильность можно удержать только путем улучшения жизни и обновления политики, которая может перерасти в нечто новое. Затем, однажды, стороны могут снова заговорить о сделке, независимо от того, что она предусматривает: одно государство или два, резюмирует издание.

Читайте также: Удары Израиля по сектору Газа могут расцениваться как “военные преступления” – главный правозащитник ООН

Ситуация в регионе обострилась в начале месяца: 11 мая из сектора Газа по территории Израиля выпустили около 150 ракет, за неделю их количество превысило 3 тысячи.

В ответ Израильское командование сообщило о начале масштабной операции против боевиков ХАМАС и «Исламского джихада» в секторе Газа.

19 мая состоялся телефонный разговор Нетаньяху с Байденом. В ходе разговора лидер США заявил, что он ожидает начала деэскалации конфликта между Израилем и Сектором Газа.

20 мая Израиль и ХАМАС заключили перемирие.

О причинах новой эскалации читайте в статье Александра Хребта«Тысяча и один ракетный удар» в ZN.UA.