Ни один американский дипломат не знаком с долгой историей вражды между израильтянами и палестинцами лучше, чем Деннис Росс. Он играл ведущую роль в формировании участия США в ближневосточном мирном процессе как в администрации Джорджа Буша-младшего, так и в администрации Билла Клинтона. Как специальный посланник Росс был одним из ключевых переговорщиков Вашингтона на Ближнем Востоке, начиная с исторических соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестины в 1993 и 1995 годах.
Через несколько часов после того, как ХАМАС совершил неожиданную атаку на Израиль, POLITICO обратился к Россу с просьбой объяснить, как и почему начался этот конфликт, и как он может быть в конце концов разрешен.
Приводим основные тезисы ответов Росса.
- «Я думаю, что главная причина, почему это происходит сейчас – это перспектива американо-саудовско-израильского соглашения. ХАМАС понимает, что это огромное трансформационное событие, и они пытаются создать обстоятельства, при которых Саудовской Аравии будет трудно это сделать правильно. Это не спонтанное решение».
- «Масштаб провала разведки Израиля почти эквивалентен тому, что произошло буквально 50 лет назад [когда коалиция арабских государств напала на Израиль, начав войну Судного дня]. Эта неожиданность эквивалентна, хотя в 1973 году мы говорим об арабских обычных армиях. Сейчас мы говорим о негосударственных акторах, хотя и при поддержке государства – Ирана».
О завершении войны
- «В разгаре войны, которая сейчас является войной и выглядит ужасной, я думаю, что никто не будет думать о будущем. Когда все это закончится, наступит действительность, которая разделится на две части. Будут те, кто скажет, что нужно что-то делать с палестинцами, иначе мы будем и дальше стыкаться с подобными вещами. А другие скажут: «Слушайте, у нас нет права на ошибку. Вы видели, какая угроза существует» и так далее. Так что у вас будут эти дебаты. В Израиле будет много душевных исканий, когда все это кончится. Мы не можем игнорировать палестинцев как проблему – это будет частью дискуссии после войны».
- «Вы помните, как [тогдашний госсекретарь] Джон Керри говорил, что ничего не будет возможного с арабскими странами, пока вы не решите палестинский вопрос. А потом у вас появляются Абрахамские соглашения, где арабские государства говорили, что мы не собираемся отказывать себе в том, что в наших интересах, потому что мы должны ждать палестинцев, которые, как мы думаем, имеют руководство, которое никогда не позволит им ничего сделать. И вы видите, что происходит с саудитами, что еще раз подтверждает: «Да, мы должны сделать что-то для палестинцев, но мы не собираемся ждать до конца оккупации и создания палестинского государства с границами и столицей».
Что будет происходить в ближайшее время в Израиле и Секторе Газы
- «Они [Израиль] будут наносить сильные удары с воздуха. Они попытаются провести некоторые операции, которые станут для ХАМАС такой же неожиданностью, как и то, что ХАМАС сделал с ними. Можете не сомневаться, что все лидеры ХАМАС ушли в глубокое подполье».
- «Каждый раз, когда начинается война такого рода, Израиль сначала испытывает большую симпатию, но чем дольше она продолжается и чем больше они наносят удары палестинцам, особенно в Газе, тем больше будет давление, чтобы попытаться положить конец этому».
- «Израиль также сталкивается с перспективой многофронтовой войны с некоторыми крайними израильскими арабами, пытающимися нарушить ситуацию внутри самого Израиля».
- «У ХАМАСа есть заложники в Газе, и израильтяне не собираются просто закрывать на это глаза. Они постараются выяснить, где они находятся. Они постараются их спасти. Но ХАМАС не будет держать их в одном месте, они рассеют их. Они тоже будут держать их глубоко под землей. У Хамаса буквально десятки миль тоннелей. И все туннели заминированы у входов. Так что варианты Израиля очень сложны».
- «Израиль захочет уничтожить как можно больше военных ХАМАСа. Поскольку Газа имеет плотное население, это означает, что в процессе будут убиты многие жители Газы. И ХАМАС делал это, хорошо зная, какими могут быть последствия».
Что должны сделать США?
- їСуществует большая вероятность того, что ракеты «Железного купола» иссякнут, поэтому американцы должны быть готовы оказать такую помощь, хотя Израилю не понадобится много».
- «[США должны] публично не просто поддержать Израиль, а заявить, что Израиль имеет право на самооборону, а затем противостоять призывам к скорейшему прекращению огня. Досрочное прекращение огня означает, что ХАМАС одержал большую победу. Худшая вещь в мире для Ближнего Востока – это когда ХАМАС выглядит успешным».
POLITICO: Считаете ли вы, что эта война имеет такие же последствия, как, скажем, война 1973?
«Я так не считаю по причинам, о которых Вы сказали в начале, что в ней не участвуют арабские государства. Тогда погибли более 2800 израильтян, а сейчас, возможно, сотни погибших. Но я думаю, что это все еще своего рода землетрясение внутри Израиля. Ощущение безопасности Израиля коренным образом изменилось. После этого обязательно будет создана какая-нибудь государственная комиссия, которая будет расследовать, как такая неожиданность могла произойти. В 1973 году было рекомендовано, чтобы за это поплатились руководители армии и разведки. Резервисты вышли на улицы и заставили [премьер-министра] Голду Меир и [министра обороны] Моше Даяна уйти в отставку. Сейчас я не вижу ничего подобного, но мы увидим очень тщательный душевный поиск после этого и в Израиле».
POLITICO: Как вы считаете, существует ли вообще возможность того, что эта война перерастет в более масштабную, учитывая, что Иран уже заявил о своей причастности к ней, а также других арабских странах?
«Я не знаю, будут ли привлечены арабские страны. Израиль не нападет на Иран прямо сейчас, потому что ему будет достаточно того, что он делает с Газой. Вы увидите, как они [Израиль] укрепляют северную границу, предполагая, что Хезболла может попытаться сделать то же, что сделал ХАМАС. Невозможно вообразить, что Израиль не войдет на территорию Газы в этот момент».
POLITICO: Есть ли основания полагать, что к этому причастна Россия, учитывая более тесные отношения с Ираном, в том числе оружие, которое поступает на помощь России в ее конфликте в Украине?
«Я не знаю, что они к этому причастны, но они не недовольны. Они хотели бы, чтобы внимание всех было отвлечено. Поэтому идея о том, что где-то в другом месте могут быть беспорядки, с их точки зрения, положительная».
POLITICO: Оглядываясь несколько десятилетий назад, считаете ли вы, что что-то можно было сделать по-другому? В частности, решение премьер-министра Израиля Ариэля Шарона вывести войска из Газы, а затем приведшие к власти ХАМАС выборы 2006 года. И тогда, конечно, они захватили власть недемократическим путем. Эти выборы были подтолкнуты тогдашней администрацией Джорджа Буша-младшего.
«Тогда я сказал Шарону: «Ваше право на уход прекрасно, но оно должно быть привязано к определенному поведению палестинцев, которые возьмут на себя ответственность». Одним из моих аргументов было то, что вы не хотите ставить ХАМАС в такое положение, когда они смогут присвоить себе заслуги. Их насилие вытеснило вас… Я думаю, что вывод войск из Газы не был использован так, как мог бы быть. Это был большой шаг, но он должен быть частью стратегии. Так что, в определенном смысле, это была своего рода упущенная возможность», – сказал Росс.
Напомним, что утром 7 октября боевики ХАМАС начали вторжение в Израиль. По убеждению аналитиков Atlantic Council, удар ХАМАСа по Израилю больше, чем удар Бин Ладена, который США получили 11 сентября.