UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Когда все это закончится, в Израиле многое переосмыслят» – основные тезисы важного экс-чиновника Госдепа

Деннис Росс рассуждает о нападении ХАМАС на Израиль и «упущенных возможностях», которые привели к новой войне

Ни один американский дипломат не знаком с долгой историей вражды между израильтянами и палестинцами лучше, чем Деннис Росс. Он играл ведущую роль в формировании участия США в ближневосточном мирном процессе как в администрации Джорджа Буша-младшего, так и в администрации Билла Клинтона. Как специальный посланник Росс был одним из ключевых переговорщиков Вашингтона на Ближнем Востоке, начиная с исторических соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестины в 1993 и 1995 годах.

Через несколько часов после того, как ХАМАС совершил неожиданную атаку на Израиль, POLITICO обратился к Россу с просьбой объяснить, как и почему начался этот конфликт, и как он может быть в конце концов разрешен.

Читайте также: В Израиле число погибших превысило 600 человек

Приводим основные тезисы ответов Росса.

Читайте также: Нападение ХАМАС на Израиль будет способствовать российской агрессии против Украины – Дуда

О завершении войны

Читайте также: В Израиле погибли двое украинских граждан — СМИ

Что будет происходить в ближайшее время в Израиле и Секторе Газы

Читайте также: В Египте полицейский открыл огонь по автобусу с израильскими туристами: есть погибшие

Что должны сделать США?

Читайте также: Эскалация ситуации в Израиле вызывает множество вопросов к разведке – Bloomberg

POLITICO: Считаете ли вы, что эта война имеет такие же последствия, как, скажем, война 1973?

«Я так не считаю по причинам, о которых Вы сказали в начале, что в ней не участвуют арабские государства. Тогда погибли более 2800 израильтян, а сейчас, возможно, сотни погибших. Но я думаю, что это все еще своего рода землетрясение внутри Израиля. Ощущение безопасности Израиля коренным образом изменилось. После этого обязательно будет создана какая-нибудь государственная комиссия, которая будет расследовать, как такая неожиданность могла произойти. В 1973 году было рекомендовано, чтобы за это поплатились руководители армии и разведки. Резервисты вышли на улицы и заставили [премьер-министра] Голду Меир и [министра обороны] Моше Даяна уйти в отставку. Сейчас я не вижу ничего подобного, но мы увидим очень тщательный душевный поиск после этого и в Израиле».

POLITICO: Как вы считаете, существует ли вообще возможность того, что эта война перерастет в более масштабную, учитывая, что Иран уже заявил о своей причастности к ней, а также других арабских странах?

«Я не знаю, будут ли привлечены арабские страны. Израиль не нападет на Иран прямо сейчас, потому что ему будет достаточно того, что он делает с Газой. Вы увидите, как они [Израиль] укрепляют северную границу, предполагая, что Хезболла может попытаться сделать то же, что сделал ХАМАС. Невозможно вообразить, что Израиль не войдет на территорию Газы в этот момент».

POLITICO: Есть ли основания полагать, что к этому причастна Россия, учитывая более тесные отношения с Ираном, в том числе оружие, которое поступает на помощь России в ее конфликте в Украине?

«Я не знаю, что они к этому причастны, но они не недовольны. Они хотели бы, чтобы внимание всех было отвлечено. Поэтому идея о том, что где-то в другом месте могут быть беспорядки, с их точки зрения, положительная».

POLITICO: Оглядываясь несколько десятилетий назад, считаете ли вы, что что-то можно было сделать по-другому? В частности, решение премьер-министра Израиля Ариэля Шарона вывести войска из Газы, а затем приведшие к власти ХАМАС выборы 2006 года. И тогда, конечно, они захватили власть недемократическим путем. Эти выборы были подтолкнуты тогдашней администрацией Джорджа Буша-младшего.

«Тогда я сказал Шарону: «Ваше право на уход прекрасно, но оно должно быть привязано к определенному поведению палестинцев, которые возьмут на себя ответственность». Одним из моих аргументов было то, что вы не хотите ставить ХАМАС в такое положение, когда они смогут присвоить себе заслуги. Их насилие вытеснило вас… Я думаю, что вывод войск из Газы не был использован так, как мог бы быть. Это был большой шаг, но он должен быть частью стратегии. Так что, в определенном смысле, это была своего рода упущенная возможность», – сказал Росс.

Читайте также: Один вывод из событий в Израиле для нас уже очевиден – Климкин

Напомним, что утром 7 октября боевики ХАМАС начали вторжение в Израиль. По убеждению аналитиков Atlantic Council, удар ХАМАСа по Израилю больше, чем удар Бин Ладена, который США получили 11 сентября.