UA / RU
Поддержать ZN.ua

Климатический саммит станет одновременно решающим моментом и большим разочарованием — The Economist

Но даже несмотря на свои недостатки, подобные мероприятия являются важной площадкой для перемен.

Несмотря на то, что многие страны поставили «климатические цели», рост парниковых газов в атмосфере и связанное с этим глобальное потепление, продолжаются. Дипломаты, ученые, лоббисты, активисты, СМИ, политики и бизнесмены соберутся в Глазго на климатический саммит - COP26, который начинается 31 октября. Это может вызвать мнение о том, что проблема изменения климата будет решена, но столь широкие ожидания являются ошибкой, пишет The Economist.

В то же время Рамочная конвенция ООН об изменении климата (UNFCCC) и COP26, несмотря на все свои недостатки, играют ключевую роль в жизненно важном процессе: устранение фундаментальных ограничений для процветания человека, связанных с зависимостью от ископаемого топлива.

Одна из причин, почему COP26 имеет значение, состоит в том, что частично саммит действительно может изменить ситуацию. Например, несмотря на правила консенсуса, Парижское климатическое соглашение обязывало все стороны, богатые и бедные, удерживать повышение температуры Земли значительно ниже 2°C. Глазго даст новые обещания, предусматривающие усиление действий по достижению целей климатического соглашения, хотя они не будут достаточно амбициозными, чтобы действительно реализовать все цели.

Основная причина, почему UNFCC и COP26 важны, заключается в том, что наука, дипломатия, активизм и общественное мнение сейчас являются лучшим механизмом, который имеет мир, чтобы помочь смириться с фундаментальной истиной. Мечта о планете с почти 8 миллиардами живущих в материальном комфорте людей станет недостижимой, если экономика будет базироваться на сфере ископаемого топлива. Ущерб от кумулятивных выбросов углекислого газа в конечном счете будет накапливаться так быстро, что развитие человечества просто остановится.

Как указано в специальном отчете, такая логика особенно актуальна для Азии. Около 1,5 миллиарда населения Азии живет в тропиках. Сотни миллионов людей живут у берегов. Чтобы их экономика продолжала расти, понадобится больше энергии. Если покрывать дефицит энергии ископаемым топливом, Азии придется увеличить затраты на постоянную адаптацию к наводнениям, штормам, жаре и засухе. Технология с нулевыми выбросами может освободить людей от таких лишних проблем: они могли бы использовать неограниченный запас энергии, способствующей развитию.

Таким образом, в долгосрочной перспективе единственный способ продолжать экономический рост – оставить ископаемое топливо в прошлом. Это требует, чтобы страны Азии, в большинстве которых выбросы все еще растут, сократили их уровень больше, чем страны развитого мира. Но Индия указывает на несправедливость такой политики и пока отказывается принять углеродную нейтральность.

Проблема для Индии, как и для других стран, состоит в том, что большие затраты на ограничение выбросов ложатся на несколько поколений, большинство которых живут в развивающихся странах. Все эти страны живут в нестабильном мире, где не хватает лидерства. Правительство Америки не становится надежным партнером только потому, что США снова присоединились к Парижскому климатическому соглашению. Пекин также не является однозначным союзником, кроме того, Китай сейчас фактически самый большой в мире источник вредных выбросов. Несмотря на то, что Пекин имеет возможность действовать, его климатические обязательства пока касаются только слов, а не реальных шагов.

Многосторонние организации, направленные на справедливое распределение расходов между странами, являются слабыми заложниками бюрократических процедур, основанных на консенсусе.

Однако, несмотря на все свои слабые стороны, UNFCCC и климатический саммит являются лучшей площадкой для движения к переменам.

Задача состоит не столько в выборе между вариантами, сколько в поиске способов продвижения вперед всеми странами одновременно. Приверженность значительному и быстрому сокращению выбросов жизненно важна. Больше денег на декарбонизацию развивающихся стран должны поступать вместе с увеличением помощи на адаптацию. Инновации следует поощрять разными способами.

Инвестиции в ископаемое топливо упали быстрее, чем появилась его полная альтернатива, усугубляющая энергетический кризис. В долгосрочной перспективе необходимо, чтобы ископаемое топливо становилось дороже, но такой неконтролируемый энергетический кризис является разрушительным. Правительствам необходимо создать больше гарантий безопасности в текущей системе, а также ускорить развитие возобновляемых источников энергии. Когда цены упадут, у тех, кто все еще будет субсидировать ископаемое топливо, откроется возможность остановить это.

Например, премьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон не могут говорить о завершении эпохи ископаемого топлива. Но для них уклониться от ответственности за планирование энергетического перехода – это большая трусость. Действительно, нефть и газ не могут исчезнуть в одну ночь, но их эпоха постепенно завершается.

Однако возникают вопросы без ответов. Для достижения климатических целей понадобится извлечение углекислого газа из атмосферы: кто это сделает? А кто будет платить? Однажды некоторые страны могут попытаться предотвратить катастрофу с помощью солнечной геоинженерии, которая помогает отражать солнечный свет и относительно контролировать глобальное потепление. Может, это поможет? Если нет, то что тогда делать?

Климатический кризис является результатом изменений, вышедших из-под контроля. Однако, отвечая на эту угрозу, люди могут сделать планету местом, где станет возможным долгосрочное процветание для всех. Это благородное будущее, которое век ископаемого топлива, несмотря на его иллюзорную «прогрессивность», никогда не мог сотворить, резюмирует издание.

Читайте также: Изменение климата увеличит количество международных конфликтов — The Washington Post

Лидеры Китая и России заявили, что они не будут участвовать в саммите по изменению климата COP26. Их отсутствие может усложнить другим странам задачу по обеспечению больших обязательств по сокращению выбросов.

Китай вырабатывает около 28% от всех выбросов CO2 в мире, согласно данным Our World in Data. Страна «лидирует» по этому показателю. Россия выбрасывает около 5% от всех выбросов углекислого газа, является четвертым показателем в мире после Китая, США и Индии.