Медленно , но уверенно в степи Центральной Азии появляется широкая автострада. Старые советские автомобили, грузовики и автобусы ездят по уже построенной части мимо современных желтых бульдозеров, кранов и строителей, за которыми следят руководители проекта из Китая. Этот путь должен соединить Восточную Азию и Западную Европу.
Автострада, пролегающая через территорию стран Центральной Азии, стала символом желание КНР закрепить свое влияние на регион, вырвав его из рук России, и заодно сблизиться с Западом.
Об этом на страницах Washington Post пишет Саймон Даньер. Однако такие действия китайской стороны подрывают российское лидерство на постсоветском пространстве.
"Обычно этот регион принято считать задним двором России. Но он все больше разворачивается в сторону Китая", - говорит директор программы международных исследований безопасности лондонского United Services Institute Раффаэлло Пантуччи.
Москва и Пекин может и говорят на языке партнерства сегодня, но Центральная Азия остается источником недоверия между ними. Для Китая регион может предложить богатые запасы природных ресурсов. Однако большие планы Пекина в отношении него слишком амбициозны, чтобы их выполнить. В частности, китайская сторона хочет найти рынки для экспорта своей избыточной продукции. Однако центрально-азиатские страны слишком малозаселенные и слишком бедные, чтобы помочь КНР в этом.
В 2013 году лидер Китая Си Цзиньпин в столице Казахстана объявил о "золотом шансе" для обеих стран углубить отношения и восстановить процветание региона в сердце Евразийского континента. И помочь в этом должна автострада "Шелковый путь", которая восстановит маршрут древних купцов с Востока на Запад. На казахско-китайской границе Китай строит новый мегаполис Хоргос с современными жилыми кварталами и торгово-развлекательными центрами. Здесь в 7-м веке останавливались караваны. Китайская пресса уже назвала новый город "жемчужиной Шелкового пути". Но с казахской стороны стоит лишь небольшая постройка, которая напоминает старую юрту кочевников. И изредка люди останавливаются здесь, чтобы купить воды, водки или верблюжьего молока.
Цели китайского "Шелкового пути" понятны. Пекин долго работал над тем, чтобы получить доступ к богатым природным ресурсам Центральной Азии, чтобы подпитать китайскую индустриальную экономику. Также он хочет, чтобы Центральная Азия стала заграждением от исламистских экстремистов, которые могут проникнуть в Синцзянь-Уйгурский автономный округ, население которого исповедует ислам. Строя "Шелковый путь", Китай также обещает тратить сотни миллионов долларов на строительство инфраструктуры. При этом он надеется получить выгоду, создав рынки для китайских товаров, особенно для тяжелой индустрии, строительной и металлургической сферы, которые переживают трудности из-за замедления роста экономики. Все это не нравится России, которая претендует на контроль над такими странами, как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
"Когда Китай объявил о намерении построить "Шелковый путь" через Казахстан, лидеры России встретили его не так со скепсисом, как со страхом. Ощущение было такое, будто этот проект был нацелен на то, чтобы отобрать у нас Центральную Азию. Китай хочет воспользоваться нашими экономическими трудностями, чтобы стать действительно заметным в регионе", - пояснил эксперт "Центра Карнеги" Александр Габуев.
Россия пыталась сопротивляться этому процессу, однако теперь у нее нет необходимых ресурсов, чтобы удерживать лояльность Центральной Азии.
Ранее СМИ сообщали, что Китай без оружия отвоевывает Центральную Азию в России. Однако данная экономическая экспансия может нести риски для самой КНР: чем больше Пекин инвестирует в регион, который граничит с Афганистаном, долговременная стабильность которого находится под вопросом, тем выше вероятность того, что он может быть вовлечен в решение политических, военных вопросов и в данном регионе.
Ранее издание The Economist уже писало о конфликте интересов Москвы и Пекина относительно влияния на Центральную Азию. В частности, речь шла о том, что отношения России с Китаем неравноправные и вынуждены. Западные санкции за войну против Украины надолго заморозили отношения России с США и ЕС, вынудив Кремль занять Китай настолько сильно, насколько это возможно.
Но сейчас китайские военные технологии пошли значительно дальше вперед, чем устаревшие российские. И КНР стал серьезным конкурентом в продаже оружия для России, которая начала терять покупателей.
Издание Wall Street Journal писало, что Китай и Россия не смогут создать антизападную "ось". Как считает издание, накануне парада Победы 9 мая китайские государственные СМИ возвели российского лидера Владимира Путина на один "пьедестал" с президентом Китая Си Цзиньпином. Но не стоит обманываться: Путин и Цзиньпин является единомышленниками-националистами, которые противостоят Америке. Однако китайский лидер действует как старший партнер.
Подробнее о "Шелковом пути ХХІ века" читайте в статье Чрезвычайного и Полномочного Посола КНР в Украине Чжана Сиюня "Один пояс - один путь" на страницах еженедельника "Зеркало Недели. Украина".