Обречены ли европейцы постоянно жить под влиянием «сторонних сил»? В Брюсселе часто утверждают, что коллективная власть ЕС — это единственный способ спасти континент от кризиса. Хотя ни одна европейская страна не может противостоять Америке или Китаю, ЕС в совокупности входит в число крупнейших экономик мира. Но идея о том, что экономический вес ЕС можно легко превратить в геополитическую силу, не всегда отвечает реальности. Кризис в отношениях России и Украины показал слабость ЕС, пишет Financial Times.
Между тем, Китай ввел «неофициальные экономические санкции» против Литвы, а Брюссель пытается найти ответ на такие действия Пекина.
Если в ближайшие недели или месяцы дела пойдут для ЕС плохо, разговоры о «геополитически самостоятельной» Европе будут выглядеть все более неуверенными. Но возможно, что нынешние кризисные ситуации приведут к повышению способности ЕС защищать собственные интересы на мировой арене.
Кризис на границе Украины – это вопрос войны и мира на европейском континенте, поэтому некоторые чиновники ЕС чувствуют «унижение» из-за того, что не принимали непосредственного участия в переговорах Запада и РФ. Но неудивительно, что Брюссель оказался в стороне. ЕС не является военным государством и, возможно, никогда не будет таким. Украина же не является членом блока.
Литва, напротив, одна из 27 стран ЕС. Она участвует в торговом споре, и именно торговля является одной из немногих сфер, где блок имеет глобальное влияние. Следовательно, у европейцев есть как возможность, так и обязанность объединиться.
Китай решил «наказать» правительство Литвы из-за налаживания отношений страны с Тайванем, который Пекин считает своей провинцией. Литва вышла из формата сотрудничества Европы с Китаем «17+1».
В ответ Пекин применил методы, которые министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис сравнил с «испанской инквизицией».
Китай не просто блокирует всю торговлю с Литвой. Пекин также блокирует все товары, содержащие компоненты, изготовленные в Литве. Это вызывает целый ряд проблем для иностранных инвесторов в стране.
Пекин избрал удачную тактику. Немецкие инвесторы в Литве призывают правительство страны отступить, а опросы свидетельствуют о том, что общественное мнение обернулось против поддержки Тайваня.
Но политика Китая также содержит риски, которые Пекин, возможно, не полностью учел. Нацеливаясь на цепь поставок ЕС, Китай наносит удар по целостности единого европейского рынка, который является центральным для экономики и стратегических целей блока.
«Китай превратил это в испытания для всего ЕС», - говорит аналитик Янка Эртель из Европейского совета по международным отношениям.
Это не только теоретический вопрос. Некоторые европейцы опасаются, что следующей страной в центре внимания Китая будет Чехия, правительство которой также благосклонно относится к Тайваню. Чешские фабрики играют центральную роль в цепи поставок ЕС, поэтому атака на компоненты чешского производства может создать хаос на едином рынке блока.
Некоторые европейские политики раздражены, что Литва действовала без консультаций с остальными странами блока. Но Литва не нарушила политику ЕС в отношении Китая. А поддержка демократии и защита независимых наций должны быть основными европейскими ценностями.
Официальные лица ЕС пообещали поддержку и солидарность с Литвой. Во Всемирной торговой организации, вероятно, будет «открыто дело» против Китая, но на это могут уйти годы. Так что французы, которые сейчас председательствуют в ЕС, рассматривают ускорение принятия законодательства о борьбе с принуждением. Это позволило бы ЕС применять более мощные меры против «принудительной торговой политики» со стороны Китая или любой другой страны посредством ряда шагов, которые могут включать блокировку инвестиций и тарифы.
В отличие от чисто внешнеполитических вопросов, требующих единогласия ЕС, решения по торговле могут приниматься большинством голосов. Это означало бы, что друзья Китая в ЕС, в частности Венгрия и Греция, не смогут препятствовать принятию законодательства о борьбе с принуждением.
Представитель Европейского парламента Рейнхард Бутикофер, лично попавший под санкции Китая, считает, что кризис в Литве может привести к повышению способности Европы проектировать власть.
«Взаимосвязь между торговлей и внешней политикой вдруг позволяет нам использовать торговую политику для более эффективного решения геополитических проблем», - отметил он.
Но законодательные процессы ЕС сложны, поэтому маловероятно, что инструменты борьбы с принуждением могут быть согласованы к лету. До того времени Литве, возможно, придется отступить в конфликте с Китаем.
В интересах ЕС остановить это. Если Китай продолжит давить на Литву, а ЕС бессильно будет наблюдать со стороны, этот урок учтут не только в Пекине, но и в Москве и Вашингтоне, резюмирует издание.
Экономическое и политическое сближение стран Центрально-Восточной Европы с Пекином породило в Брюсселе и Вашингтоне убеждение, что оно является «троянским конем» Китая в ЕС, благодаря которому он может разделить и ослабить европейскую солидарность. Но история этих отношений демонстрирует, что, несмотря на давление «боевого слона», Центральная и Восточная Европа экономически и политически оказались намного меньше связаны с КНР, чем Западная Европа.
О нюансах отношений Европейского Союза и Китая читайте в статье Наталии Бутырской «Под давлением «боевого слона»: что Евросоюзу делать с Китаем».