Сотни укрепленных бункеров построят как часть новой оборонной линии, призванной оградить страны Балтии, а значит, и весь западный оборонный альянс — от нападения России. На юге Литва открывает более десятка так называемых парков контрмобильности — складов для хранения противотанковых препятствий, колючей проволоки и бетонных блоков, призванных замедлить продвижение потенциальных захватчиков. Латвия, как и две другие прибалтийские страны, и Финляндия также установили заборы на своих участках границы с Россией и Белоруссией.
Эти работы свидетельствуют о том, что безопасность в приграничных странах НАТО теперь определяется ситуацией в Украине. Лидеры стран Балтии, рассматривавшие поражение России в Украине как лучший способ обеспечить свою безопасность, теперь видят, что ход войны меняется в лучшую для Москвы сторону. Последние месяцы принесли шквал предупреждений о возможном нападении России на НАТО в ближайшее десятилетие. Впечатляет то, что тревогу бьют не только Вильнюс, Рига и Таллин, но и министры в Стокгольме, Берлине и Лондоне, и все они говорят о возможной конфронтации в течение 2-8 лет, пишет Financial Times.
Региональные лидеры рассматривают три балтийских страны с их небольшой территорией и узкой сухопутной связью с остальными странами НАТО как место, где вдохновенный Путин может попытаться проверить единство и решительность альянса с помощью дестабилизирующих провокаций или даже прямого нападения. Эти опасения усугубляются в связи с перспективой возвращения Дональда Трампа, что вызовет серьезные сомнения в приверженности США европейской безопасности в то время, когда немногие из чиновников и аналитиков верят в способность Европы защитить себя.
Есть ощущение, что благодаря членству в НАТО страны Балтии находятся в большей безопасности, чем это было на протяжении веков. Это "парадокс", считает премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. За последний год западный оборонный альянс укрепился благодаря присоединению Финляндии и Швеции, превратив Балтийское море в то, что Шимоните называет "озером НАТО".
Для оценки российской угрозы сотрудники служб безопасности применяют стандартную модель: наличие намерений, способностей и возможностей. В странах Балтии о намерениях России постоянно говорят, но они вряд ли конкретны. Что касается возможностей, все согласны, что, направив все ресурсы в Украину, Россия не в состоянии в ближайшее время напасть на НАТО.
Российские планы военной реформы, обнародованные в прошлом году, предполагают удвоение численности войск, размещенных вблизи Балтийского региона, до 40 тысяч человек к 2026 году, а также значительное увеличение количества танков и бронемашин. Представитель службы безопасности говорит, что из-за того, что Россия сосредоточилась в Украине, этот график трудно сдержать. Но, что очень важно, как только в Кремле примут решение о конфронтации, российские военные обеспечат готовность.
Латвийский военный деятель Янис Кажоциньш видит два возможных сценария развития событий в ближайшей перспективе. В первом случае Россия добивается успеха в Украине и пытается использовать ослабленныйЗапад.
"Способ сделать это — быстрый coup de main [внезапное нападение] в странах Балтии и дальнейшая убедительная ядерная угроза", — говорит он.
Второй сценарий — если Украина и западное единство устоят, то Россия может попробовать отвлекающие провокации, но не полноценное военное нападение с десятками возможностей для гибридных атак, от саботажа и убийств до взбудораживания местного русскоговорящего населения. Русскоязычные меньшинства составляют около четверти населения Эстонии и Латвии. Официальные лица стран Балтии признают, что они уязвимы для дезинформации через российские СМИ, но говорят, что способность Москвы использовать их как оружие уменьшается по мере того, как молодые люди становятся более интегрированными.
В Литве русскоязычное население гораздо меньше, но оно уязвимо из-за географических особенностей, поскольку граничит как с Калининградом, так и с Беларусью. Кроме того, узкая полоска земли, которая составляет литовско-польскую границу — Сувалкский коридор — по мнению многих военных экспертов, является наиболее уязвимой частью всей территории НАТО. Сдержать Россию здесь — значит лишить ее возможности использовать любую из географических слабостей Прибалтики.
Еще несколько лет назад план альянса по защите трех балтийских стран заключался в том, чтобы разрешить России сначала оккупировать их, а через несколько месяцев дать отпор. Сегодня стратегия состоит в том, чтобы защищать натовскую территорию "с первого метра" и не разрешать российским захватчикам разрушать города, как это происходит в Украине. Однако для стран Балтии решающим гарантом прочности НАТО остаются США. Вовлечение США в НАТО, а также в Украину является главным дипломатическим приоритетом для лидеров и политиков стран Балтии.
О том, на какие государства Путин может напасть после Украины читайте в статье Владимира Кравченко "Путин положил глаз на Европу. Какие страны НАТО он атакует после Украины?