UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как изменится внешняя политика США после штурма Капитолия — BBC

После событий в Капитолии враги Вашингтона почувствовали свою силу.

События в Капитолии изменят курс президентства Байдена. Многие иностранные лидеры, особенно союзники Вашингтона, наблюдали за происходящим на Капитолийском холме с удивлением и тревогой. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг одним из первых отреагировал на эти события, написав в Твиттере, что штурм Капитолия изрядно шокировал его. Протесты сторонников республиканского президента много говорят о положении Вашингтона в мире после четырех лет руководства Дональда Трампа, пишет BBC.

США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, иранской ядерной сделки и большого климатического соглашения. Трамп стремился уменьшить военное влияние Америки за рубежом, не предлагая дипломатических альтернатив.

Такие страны, как Израиль, Саудовская Аравия и Турция, в определенной степени стремились самостоятельно гарантировать собственную безопасность, помня, что внимание президента США ограничено. При этом, Дональд Трамп часто считал авторитарных лидеров более «дружелюбными руководителями», чем глав правительств многих его демократических союзников.

Ценности, которые сделали США образцом для начинающих демократов, пострадали при лидерстве Трампа, и эти будет иметь глобальные последствия.

"США на сегодняшний день являются наиболее политически дисфункциональной и разделенной среди всех передовых демократий мира", - говорит аналитик Ян Бреммер.

Это важно, поскольку в течение последних лет международная система явно пострадала от противоречивых политических решений Трампа. Китай и Россия чувствуют, что их влияние усилилось за годы лидерства Трампа. Институты либерального порядка, такие как НАТО и ООН переживают кризисные времена.

Кибератаки и так называемая «война в серой зоне» становятся привычным явлением. Мир столкнулся с острыми кризисными ситуациями, такими как пандемия и изменение климата, и под наблюдением Трампа США фактически отказались от роли глобального лидера. Это не призыв к господству США над земным шаром. Часто экспансивная внешняя политика Америки была такой же частью проблемы, как и частью любого решения.

Но политика обороны и безопасности США сейчас изрядно пострадали. Вся структура соглашений о контроле над вооружениями, унаследованная за годы холодной войны, фактически разрушается. Последние усилия по восстановлению соглашения, ограничивающего арсеналы стратегического ядерного оружия США и России, договор о новом старте - будут первым пунктом повестки дня избранного президента Джо Байдена.

Контроль над оружием приобретает все большее значение, поскольку разрабатываются новые смертоносные системы вооружения, такие как высокоскоростные гиперзвуковые ракеты, не говоря уже о росте милитаризации космоса. Запад должен бороться с подъемом настойчивости Китая и возвращением более агрессивной России. Поэтому участие США может стать важным фактором борьбы с основными проблемами.

Это все создает огромные проблемы для администрации Байдена. После штурма Капитолия враги Вашингтона почувствовали свое превосходство.

Новый президент приходит к власти во времена роста экономики Китая, которая уже успешно борется с последствиями пандемии, тогда как ответ Америки на Covid терпит неудачи. Действительно, пандемия - это вопрос, который президент Трамп в основном игнорировал после своего поражения на выборах. Неудивительно, что лидер Китая Си Цзиньпин убежден, что кризис продемонстрировал преимущество его системы.

Несмотря на то, что Россия уже долгое время является конкурентом для Вашингтона, операции по дезинформации и кибератаки стали чем-то кардинально новым по масштабам и последствиям.

Джо Байден будет во главе администрации, где многие ведомства используют компьютерные системы, в которые проникли русские. Пока никто точно не знает, насколько глубоким может быть это хакерское вторжение.

Даже среди «американских друзей» курс новой администрации вряд ли будет простым. Конечно, нового президента будут приветствовать союзники Вашингтона за рубежом, особенно в рамках ЕС и G7. Другие, такие как саудовцы, турки и израильтяне, вероятно, будут менять свою политику, пытаясь обеспечить новый диалог с командой Байдена. Но не стоит надеяться, что «медовый месяц» для новой администрации США продлится долго.

Казалось бы, разрыв в Атлантическом союзе можно преодолеть достаточно быстро. Но Байден собирается предъявлять требования к своим европейским партнерам так же, как это делала администрация Трампа. Он также потребует больших расходов на оборону и согласованной жесткой политики в отношении Ирана, Китая и России.

Создание новых политических коалиций будет не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Для примера можно взглянуть на недавний инвестиционный договор между Европейским Союзом и Пекином. Многие люди, которые вступают в команду Байдена, надеялись, что этот договор будет отложен, поэтому это не совсем благоприятное начало.

Политические разногласия, коммерческие связи и желание Европы получить большую степень стратегической автономии усложнят отношения с Вашингтоном. Но кроме этого есть еще один мощный фактор, способствующий напряжению. Это очень хорошо, что администрация Байдена ставит восстановление союзов на первое место в своей внешнеполитической повестке дня, но много американских союзников не уверены, что трампизм ушел навсегда.

Это не просто шок от штурма Капитолия. Демократические союзники опасаются, что Байден может сделать только четырехлетнюю паузу, после которой новая форма трампизма вернется к власти. Будут ли некоторые союзники Вашингтона учитывать это в сотрудничестве с США, на всякий случай?

Это момент, когда внутренняя политика Америки стала важнейшим элементом, который помогает управлять ее внешнеполитической стратегией. Действительно, сейчас можно даже сказать, что вся политика Байдена на данный момент является внутренней. Это правильно в двух критических смыслах. Восстановление американской демократии, превращение США в более ровное и менее разделенное общество, имеет важное значение для восстановления «бренда Америки» за рубежом. Однако, только если американские союзники и враги будут уверены, что США действительно вернулись на последовательный путь, только тогда возродится уверенность в руководстве Вашингтона.

Такое центральное значение внутренней политики работает в обоих направлениях. Чтобы новоизбранный президент Байден имел успех за рубежом, ему нужно объединить свою разделенную страну, чтобы проводить последовательную внешнюю политику.

Для примера можно посмотреть на Китай. Байден хочет как конкурировать, так и сотрудничать с Пекином, где это возможно. Коммерческая политика становится важным фактором. Но основой успешной коммерческой политики в отношении Китая могут быть лишь равные условия для международной торговли. Восстановление союзничества с «американскими друзьями» станет важнейшим фактором политического успеха Байдена за рубежом, резюмирует BBC.

Читайте также: Полиции Капитолия отказали в поддержке за два дня до беспорядков – Washington Post

6 января в Вашингтоне сторонники Дональда Трампа вышли на протесты против результатов президентских выборов, на которых победил демократ Джо Байден. Во время акции протеста произошли столкновения с правоохранителями, неизвестные смогли прорваться через правоохранителей к зданию Капитолия.

Из-за инцидента заседание парламента США, на котором должны были утвердить результаты президентских выборов, пришлось приостановить, а здание Конгресса закрыли на вход и выход.

После перерыва в заседании Конгресс США все-таки утвердил победу Джо Байдена в президентской гонке. Он получил 306 голосов коллегии избирателей, при необходимых 270. Трамп получил 232 голоса.

В результате протестов погибли пять человек, полицейских и гражданских. Полсотни правоохранителей получили ранения, несколько офицеров – тяжелые. На протестах задержаны почти 70 человек, накануне в США начались суды по делу о штурме Капитолия.

Трамп распорядился отправить военнослужащих Национальной гвардии США в Капитолий. Противник Трампа на выборах Джо Байден назвал происходящее попыткой мятежа и «нападением на демократию».

Соединенные Штаты, и весь мир ужаснулись, увидев теле- и видеокадры, где радикальные сторонники Трампа, которые не признают результатов президентских выборов, взяли штурмом здание Капитолия. Экзальтированная толпа атаковала не просто дом, а один из сакральных символов американской демократии. Как такое могло случиться? Почему не сработали правоохранительные органы страны, которая тратит миллиарды долларов на собственную безопасность? Какие последствия будет иметь захват Капитолия для демократии, Трампа, Республиканской партии США и мира? Читайте в статье Геннадия Друзенко «Что американцы в Капитолии «наколядовали?»» в ZN.UA.