UA / RU
Поддержать ZN.ua

Южно-Китайское море — следующее испытание решимости США — Bloomberg

Китай, как и Россия, должен всегда опасаться, что его агрессия может столкнуться с ответом значительной части мира.

Если бы США не были так заняты Россией и Украиной, Израилем и Газой, Северной и Южной Кореей или Китаем и Тайванем, они бы также уделили должное внимание другой зоне конфликта — Южно-Китайскому морю. Стратегия США может прояснить позицию Вашингтона в других горячих точках. Во всех них вопрос заключается в том, когда, почему и как США должны вмешаться, и должны ли они быть готовы к войне.

Агрессором в Южно-Китайском море является коммунистический Китай. Как и пять других прибрежных стран — Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам — Китай подписал Конвенцию ООН по морскому праву. Шестая страна, Тайвань, не может подписать договор только потому, что не является членом ООН. США также не являются подписантом, хотя на практике они соблюдают Конвенцию. Если бы Китай уважал международное право, то не возникло бы никаких споров, отмечает Bloomberg.

Однако, как всегда и везде, международное право неловко сосуществует с реальностью государственной и национальных интересов. А Китай уже давно претендует на почти все Южно-Китайское море.

Читайте также: Филиппины и США провели очередное совместное патрулирование в Южно-Китайском море

При этом Пекин указывает на старую карту непонятного происхождения, впервые нарисованную, когда националисты еще контролировали Китай. На ней изображена линия с девятью пунктирами вокруг Южно-Китайского моря. В других контекстах эта якобы граница имеет десять или одиннадцать пунктиров. В 2016 году трибунал в Гааге постановил, что согласно международному праву и докладу Unclos эта линия является чепухой. Это должно было бы решить вопрос.

Но это не вышло. Китай продолжает строить военные постройки на спорных мелях и скалах. Китай намерен превратить эти острова в непотопляемые авианосцы, которые однажды помогут Китаю вытеснить ВМС США из вод, которые Пекин считает находящимися в пределах его "первой островной цепи" — то есть, в пределах собственной сферы влияния Китая.

Южно-Китайское море, как и Красное, является одним из самых загруженных водных путей в мире, через который ежегодно проходит товаров на сумму более 3 триллионов долларов. Разрешить Китаю укрепить море до такой степени, чтобы в случае войны он мог закрыть морскую торговлю с определенными странами, казалось бы, плохая стратегия. Но поначалу Китай не станет этого делать; он просто захватит отмели и рифы.

Читайте также: США и Китай соревнуются за влияние: Си Цзиньпин посещает Вьетнам через несколько месяцев после визита Байдена

Однако, делая это, Китай снова будет пренебрегать и нарушать международное право, или то, что США предпочитают называть "порядком, основанным на правилах". Таким образом, Южно-Китайское море является аналогом Украины. Президент России Владимир Путин вторгся в Украину с такой же фальшивой, как и китайская линия с девятью пунктирами, сказкой: мистическим нарративом о том, что украинцы на самом деле являются россиянами, а значит, принадлежат Кремлю.

Однако следует также учитывать оборонный альянс между США и Филиппинами. Если китайцы захватят острова, то остальные союзники Америки будут наблюдать за реакцией Вашингтона. Если США откажутся от своих обязательств по защите Филиппин, все остальные их альянсы лишатся ценности, что спровоцирует новые гонки ядерных и обычных вооружений и вызовет агрессию со стороны врагов Америки.

Во всех этих конфликтах — в Украине, на Корейском полуострове, в Тайванском проливе и даже на Ближнем Востоке, где у Израиля есть ядерное оружие, а Иран может вскоре его получить — принимают участие ядерные государства, что делает ставки потенциально экзистенциальными. Как было сказано, такие войны "не могут быть выиграны и никогда не должны вестись".

Читайте также: Филиппины планируют купить подлодки на фоне спора с Китаем в Южно-Китайском море

"Но США были бы неправы, если бы сделали вывод, что они должны сдерживать себя, а не своих врагов. Лучший способ обеспечить мир, в котором стоит жить — это дать понять своим противникам, что они будут воевать, если до этого дойдет, даже через рифы, отмели и скалы", — подытожило Bloomberg.