UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за танкеров "теневого флота" РФ возрастает риск разлива нефти у побережья Дании — Bloomberg

Суда с российской нефтью отказываются от услуг экспертов, знающих сложные для навигации местные воды.

Фото иллюстративное

Фото иллюстративное

Танкеры, перевозящие российскую нефть через опасные морские проливы Дании, все чаще отказываются от услуг местных лоцманов, что повышает вероятность разлива нефти у побережья страны, сообщает Bloomberg.

Читайте также: Россия формирует еще один "теневой флот". На этот раз для транспортировки сжиженного природного газа

За три месяца до июля 20% всех танкеров так называемого "теневого флота", перевозящих российскую нефть через датские проливы, отказались от помощи экспертов, знающих местные воды, согласно данным, собранным Bloomberg и Danwatch. Эта доля выросла с 4%, которые были годом ранее.

Протоки могут быть тяжелыми для навигации, ведь там много мелей, сильные течения и разная глубина воды. Помощь местных лоцманов, рекомендованная Международной морской организацией, была обычной практикой на протяжении десятилетий, помогая избежать больших разливов.

Но Москва, лишенная свободного доступа к основным танкерам из-за западных санкций, все больше полагается на флот старых судов, с незадекларированными владельцами и сомнительной страховкой. Именно эти танкеры, на которые сейчас приходится самая большая доля российских нефтеперевозок, составляют основную часть отказывающихся от услуг местных экспертов.

Нехватка знаний местных вод в сочетании со старыми судами и плохо подготовленными экипажами увеличивает риск аварии, которая может оказать разрушительное влияние на морскую экосистему и береговую линию этого хрупкого водного пути.

С начала 2023 года из Балтийского моря вышло около 1200 танкеров с российской нефтью, и доля судов "теневого флота" постоянно растет. За три месяца до конца июля шесть из каждых десяти транспортировок осуществляли танкеры "теневого флота" — больше, чем в первом квартале 2023 года, когда этот показатель составил четыре из десяти.

С мая по июль каждое пятое из этих судов отказалось от услуг датских лоцманов, - что больше, чем год назад, когда этот показатель составлял примерно один из двадцати.

Подобный рост является еще одним примером того, насколько беспомощны Дания и ЕС, когда дело доходит до общепризнанной экологической угрозы. 

Протоки подпадают под действие договора о свободе судоходства от 1857 года, который предоставил всем судам право на транзит и сделал использование услуг лоцманов добровольным. В то же время Международная морская организация и власти Дании рекомендуют пользоваться услугами местных экспертов.

Однако если бы Копенгаген попытался сделать использование услуг лоцманов обязательным, это могло бы вызвать противодействие со стороны Кремля и перекрыть важный источник мировой поставки нефти.

Читайте также: Украина призывает партнеров ввести новые санкции против танкеров "теневого флота" РФ – уполномоченный президента

Детальнее о том, как работает теневой экспорт нефти из РФ рассказывали Артем Куюн и Иван Марченков.