UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за «длительного ковида» люди теряют работоспособность — The Economist

Системам здравоохранения и работодателям придется адаптироваться к пандемии «длительного ковида».

Пандемия коронавируса длится фактически уже второй год, но сейчас COVID-19 начинает создавать новые проблемы. Первый вид кризиса, более заметный, наблюдается в бедных странах, таких как Индия, где всплеск случаев болезни разрушает систему здравоохранения. Индия регистрирует более 350 тысяч случаев в день, но официальная статистика не позволяет оценить все масштабы катастрофы. Страна по-настоящему страдает, люди вынуждены покупать лекарства на «черном рынке», запасов кислорода в больницах не хватает, а крематории перегружены. Но другой вид кризиса является более тонким, пишет The Economist.

Этот «тонкий» тип кризиса наблюдается в богатых государствах, таких как Америка, Великобритания и Израиль, которые уже вакцинировали значительную часть населения. Однако впоследствии эта проблема коснется всех стран мира.

Посткоронавирусный синдром - это совокупность симптомов, которые могут поражать любую часть тела. Неприятные симптомы сохраняются минимум три месяца после того, как человек переболел COVID-19. Наиболее распространенными проблемами являются одышка, усталость и проблемы с концентрацией внимания.

В Британии, например, трое из каждых пяти человек с посткоронавирусным синдромом жалуются, что они не могут выполнять свою привычную работу.

Количество людей, которые столкнулись с длительным ковидом действительно велика. Около полумиллиона человек в Британии живут с посткоронавирусным синдромом уже более полугода. Шансы на полное выздоровление часто незначительны.

Подавляющее большинство больных - люди трудоспособного возраста. По последним подсчетам (которые не учитывают в полной мере вторую волну коронавируса в стране) 1,1% населения Великобритании страдали от посткоронавирусного синдрома минимум три месяца - группа, включающая 1,5% лиц трудоспособного возраста.

К тому времени было инфицировано около 15% населения Великобритании. Если применить этот показатель к глобальному количеству случаев COVID-19, которое сейчас составляет примерно 1,2 миллиарда, то можно предположить, что более 80 млн человек в мире  живут с длительным ковидом.

Последствия, которые принес длительный ковид пока еще не «подсчитаны», но они будут огромными. Британский национальный институт исследований здоровья обнаружил, что у 80% больных посткоронавирусный синдром влиял на работоспособность. Более трети людей с длительным ковид заявили, что вследствие этого они потеряли возможность зарабатывать достаточно средств.

Сейчас врачи точно не знают, как лечить длительный ковид. Ученые считают, что посткоронавирусный синдром - это сочетание устойчивой вирусной инфекции (для лечения которой со временем может быть найден соответствующий препарат), хронического аутоиммунного расстройства (который требует дорогостоящего, сложного ухода, как при ревматоидном артрите или рассеянном склерозе) и длительного повреждения некоторых тканей организма, вызванного инфицированием COVID-19.

В конце концов, для некоторых «компонентов» посткоронавирусного синдрома могут быть найдены лекарства. Сейчас Америка инвестировала в исследование этой проблемы около 1,15 миллиарда долларов.

Пациентам с длительным ковидом часто требуются месяцы реабилитации, чтобы справиться с проблемой. Системы здравоохранения и работодатели должны готовиться помогать людям, страдающим от посткоронавирусного синдрома, включая даже тех, кто не имеет доказательств инфицирования COVID-19, поскольку не делал тест. Своевременная реабилитационная помощь может спасти от проблем со здоровьем и финансами.

Возможно, со временем даже придется создавать специализированные клиники для лечения длительного ковида, ведь сейчас люди часто переходят от одного специалиста к другому в попытках установить диагноз.

Работодатели, со своей стороны, должны переосмыслить, как относиться к работникам, страдающим от длительного ковида, поскольку работоспособность людей меняется. Правительства должны контролировать, чтобы людей с посткоронавирусным синдромом не увольняли с работы.

Ведь если ситуацию не контролировать, то миллионы молодых людей и работников среднего возраста могут навсегда покинуть «эшелон рабочей силы». Одним из подходов может стать опора на схему выплат по инвалидности, которая используется в Нидерландах.

Нидерландские работодатели и работники, которым слишком трудно работать в обычных условиях, совместно составляют план. Удаленная работа и гибкие графики облегчили бы эту проблему. Ведь многим людям с посткоронавирусным синдромом нужно больше времени для реабилитации и возвращения к нормальному состоянию работоспособности.

Во время острой фазы пандемии было допущено много ошибок, но тогда человечество фактически оказалось в ловушке. Однако на пандемию «длительного ковида» нужно реагировать уже сейчас, чтобы не тратить напрасно время, резюмирует издание.

Читайте также: Психология может помочь в борьбе с «длительным ковидом» — The Guardian

Данные исследований указывают на то, что люди, которые выздоравливают после COVID-19, могут чувствовать долговременное влияние на здоровье. Наиболее масштабное в своем роде исследование, опубликованное в медицинском журнале The Lancet установило, что усталость и проблемы со сном являются самыми распространенными симптомами после коронавируса, которые наблюдаются у 63% и 26% пациентов соответственно, через шесть месяцев после установления их первичного диагноза. Заболевание также может давать длительные психологические осложнения: 23% пациентов сообщают о тревоге или депрессии.