UA / RU
Поддержать ZN.ua

Главным препятствием для ядерной сделки может стать внутренняя политика Ирана и США — The Guardian

Вашингтону и Тегерану придется преодолеть сложные внутренние препятствия на пути к восстановлению ядерного договора.

Иран и США продолжают непрямые переговоры о ядерном соглашении. Соединенные Штаты и Иран принимают участие в «соревнованиях», и пока ни одна сторона не хочет первой идти на большие уступки. Несмотря на то, что после начала переговоров возвращение к ядерной сделке представляется вполне вероятным, Вашингтону и Тегерану придется преодолеть сложные внутриполитические препятствия, пишет The Guardian.

С момента вступления в должность президента США Джо Байдена страны оказались в тупике относительно иранского ядерного соглашения, которое фактически разрушила администрация бывшего американского лидера Дональда Трампа в мае 2018 года, повторно введя санкции против Ирана. Эти действия побудили Тегеран ускорить свою ядерную программу путем постепенного нарушения условий договора.

Поскольку Иран и Соединенные Штаты сигнализируют о желании вернуться к соглашению, можно предположить, что это будет сделать относительно легко. Но есть много препятствий, главным из которых может стать внутренняя политика обеих стран. Ни одна сторона не хочет сделать неверный шаг, который могут раскритиковать дома.

Во вторник было достигнуто очевидного прогресса, когда обе стороны собрались в Вене (хотя и остановились в отдельных гостиницах) и провели непрямые переговоры при посредничестве других стран-участников: Великобритании, Китая, Франции, России и Германии. Это был первый случай, хотя и «косвенного контакта» между сторонами с тех пор, как Трамп отменил сделку.

В течение последних нескольких месяцев США и Иран лишь повторяли требования друг к другу. Администрация Байдена говорила, что США вернутся к соглашению и отменят санкции, если Тегеран также вернется к строгому соблюдению условий договора. Иран повторял, что сделает это только после того, как Вашингтон отменит санкции. Несмотря на то, что "быстрого прорыва" не было, по словам представителя Государственного департамента Неда Прайса, на пятницу запланировано очередные обсуждения.

Значительная часть внимания Байдена в течение первых 100 дней пребывания на посту президента сосредоточена на экономике США и пандемии коронавируса. Кроме того, Байден все еще продолжает собирать свою команду и осуществляет политические назначения.

Председатель комитета по иностранным отношениям Сената Боб Менендес «держит ключи» к одобрению ключевых переговорщиков по ядерной сделке, таких как посол Венди Шерман, бывший главный дипломат по вопросам ядерной энергии, который является кандидатом на должность заместителя помощника государственного секретаря. Менендес имеет "историю усложнения ситуации для президентов", и никогда не был сторонником политики Барака Обамы по дипломатическому взаимодействию с Ираном. Это уже начало отображаться после вступления Байдена в должность.

25 марта Менендес был одним из 43 политиков, которые подписали совместное двухпартийное письмо, в котором призывают Байдена добиваться расширения соглашения с Ираном, чтобы оно охватывало программу баллистических ракет и региональную деятельность Тегерана, чего также требуют и некоторые чиновники в администрации Байдена.

Между тем в Иране также существуют собственные внутриполитические проблемы. Президентские выборы состоятся 18 июня. Существует беспокойство, особенно среди европейских участников сделки - Великобритании, Франции и Германии, что возможность обсуждения возврата к ядерной сделке может исчезнуть на фоне выборов и после них. Как правило, Иран не принимает больших решений на фоне начала предвыборной агитации, и пока новая администрация не «осядет» на должности.

Статус ядерной сделки и санкции станут важной темой во время теледебатов в государственных СМИ Ирана и будут использованы как способ критики умеренных кандидатов. Многие представители политических сил Тегерана всегда решительно выступали против многостороннего соглашения, которое они сейчас называют одной из крупнейших неудач президента Хасана Рухани.

Также серьезное давление на потенциальное возвращение к соглашению оказывает закон, принятый парламентом Ирана в декабре 2020 года, после убийства главного ученого-ядерщика в стране. Закон, среди прочего, требует, чтобы Иран отказался от дополнительного протокола, который предусматривает инспекции ядерных объектов.

21 февраля Иран продолжил промежуточное соглашение по инспекциям с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Парламент, в котором доминировали жесткие политические силы, обвинил правительство Рухани в "обходе закона".

Сейчас наибольшее беспокойство среди дипломатов и аналитиков заключается в том, что ситуация и в дальнейшем будет заходить в тупик, если ни США, ни Иран не пойдут на уступки. Это означает, что возродить соглашение будет труднее, чем ожидается. К тому же, Иран считает, что Байден практикует "политику максимального давления" администрации Трампа.

В результате такого «жесткого давления» экономика Ирана находится в трудном положении. Однако экономические рычаги США начинают рассеиваться, когда появляются разговоры о том, что экономика Ирана приспосабливается к шоку от санкций, а Международный валютный фонд и Всемирный банк прогнозируют рост от 1,5 до 3,2%.

В конечном итоге Иран может долго «держаться» и не идти на уступки, ожидая слабости от США, резюмирует издание.

Читайте также: Иран и США делают первые шаги к восстановлению ядерной сделки — The Washington Post

Администрация Байдена запустила многоходовую комбинацию, которая должна распутать созданные в последние годы узлы вокруг иранской ядерной проблемы. В результате представители США и Ирана начали в Вене непрямые переговоры, которые их участники назвали «конструктивными». Но удастся ли Вашингтону достичь с Тегераном соглашения, которое включало бы и ракетную программу Ирана, и региональные аспекты, волнующие не только США, но также Израиль и арабские страны? Пойдут ли на это Москва и Пекин? Подробнее о венских переговорах и перспективах нового соглашения по ядерной программе Ирана читайте в статье Алексея Ижака «Байден развязывает узлы Трампа».