В администрации президента США анонсировали санкции против Тегерана, которые вступят в силу в ночь с 4 на 5 ноября. В пятницу, 2 ноября, на своей странице в Twitter президент США Дональд Трамп напомнил, что "грядут санкции", разместив свое изображение с соответствующей надписью. Белый дом заявил, что это "жесткий режим санкций, который когда-либо применялся против Ирана". Ограничения коснутся энергетики, судоходства и банковского сектора страны. Предполагается, что в санкционный список попадут более 700 человек, включая крупные банки, экспортеров нефти и судоходные компании.
"Наша конечная цель заключается в том, чтобы заставить Иран навсегда отказаться от своей хорошо документированной преступной деятельности и вести себя как нормальная страна", - заявил госсекретарь США Майк Помпео, цитирует его слова AFP.
Он выдвинул 12 требований, которые Иран должен выполнить, чтобы санкции были отменены. Среди них - прекратить поддержку терроризма и военной интервенции в Сирии, а также свернуть программу разработки ядерных и баллистических ракет. При этом США сделали исключение для компаний союзников - Италии, Турции, Японии, Индии и Южной Кореи, которые не смогут сиюминутно прекратить импорт иранской нефти, но обещают сократить закупки.
Чтобы наказать иранские банки, министр финансов США Стив Мнучин сказал, что глобальная финансовая сеть SWIFT, которая обеспечивает безопасные банковские сообщения и транзакции, также будет подвергаться санкциям, если она будет предоставлять услуги иранским финансовым учреждениям в черный список США, который включает в себя большинство крупных иранских банков.
Франция, Германия, Великобритания и Европейский союз решительно осудили действия США в пятницу, как это было, когда Вашингтон вышел из ядерной сделки с Ираном в мае. Они пообещали защитить европейские компании, занимающиеся "законным" бизнесом с Тегераном. Тем не менее крупные корпорации, как ожидается, откажутся от Ирана, не желая рисковать гневом штрафов в крупнейшей экономике мира.
Ранее сообщалось, что США анонсировали "значительное сокращение объема нефти и нефтепродуктов", закупаемых у Ирана напрямую или посредством зарубежных финансовых структур. Как отмечает обозреватель Виталий Федянин в своей статье "Иранский прецедент Трампа", санкции США больно ударили по иранской экономике еще до официального введения их в действие.