В то время как многие в мире начали новый год с фейерверков, хорошего настроения и компании близких, украинцы имели дело с массированными российскими воздушными атаками, разбитыми квартирами и смертью родных.
Владимир Путин полон решительности победить и уничтожить независимую Украину. Киев не менее решительно настроен сопротивляться. Но чего настроены достичь остальные мировые демократии в этой эпохальной борьбе?
«Ответ, который мы дадим в 2024 году, не только определит будущее Европы. Он также скажет нам нечто важное об относительных преимуществах демократии и автократии в начале 21-го века», – пишет в статье для Financial Times британский историк и писатель Тимоти Гартон Эш.
Он советует начать с четкого понимания, что происходит в Украине. Там нет патовой ситуации, которая может привести к заморозке конфликта или урегулированию путем переговоров, как некоторые на Западе наивно надеются. Скорее всего, в самом разгаре долгая и сложная война, которая, вероятно, продлится, по меньшей мере, до 2025 года, если не дольше. Ни одна из сторон не сдается, одна из них еще может победить, но не обе.
Путин использует все свои преимущества масштаба, безжалостности и диктатуры дома, а также поддержку других подобных режимов за рубежом, в том числе в Иране, Северной Корее и Китае. Украина сама стоит перед важным выбором, в частности, призывать ли большое количество молодых мужчин для восстановления своих уставших и истощенных сил. Но решающее значение для результата конфликта будет иметь выбор, сделанный в последующие несколько месяцев демократиями, которые поддерживают Киев.
Эш отмечает, что сейчас союзники Украины делают достаточно, чтобы не допустить украинское поражение, но слишком мало, чтобы помочь ей победить. В 2024 году они могут предоставить Киеву инструменты для возвращения большей территории и убедить Россию, что она не сможет победить. Это единственный путь к продолжительному миру.
«Немедленно, в ближайшие дни это означает больше средств противовоздушной обороны. В перспективе нескольких недель это означает больше ракет дальнего радиуса действия, в частности, немецких Taurus, а также американских ATACMS, чтобы Украина могла продолжать оттеснять Черноморский флот Путина и нацеливаться на его стратегическую и символическую твердыню в Крыму», - пишет британский историк.
Однако, как убедительно объясняет недавнее исследование Министерства обороны Эстонии, в долгосрочной перспективе необходимым условием победы Киева будет более интенсивная подготовка украинских войск и быстрое существенное увеличение промышленного производства оружия и боеприпасов.
Демократии, в отличие от диктатур, не могут делать этого по команде. Их политическая система требует от лидеров, чтобы они договорились о четких стратегических целях, а также убедили своих избирателей и парламенты санкционировать необходимые средства. Даже перед возможной катастрофой второго президентства Дональда Трампа очевидно, что США, учитывая лихорадочное и хрупкое состояние своей демократии, не собираются возглавлять эти шаги к переменам.
Поэтому ответственность ложится на Европу. В конце концов речь идет о защите европейской страны. Делают ли европейские лидеры все необходимое? Эш предлагает оценить их новогодние послания.
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак даже не упомянул о войне в Украине в своем хвалебном отчете об успехах своего правительства, которое, очевидно, было написано под парламентские выборы в этом году. Канцлер Германии Олаф Шольц вспомнил о ней лишь мимоходом, прежде чем перейти к священной теме немецкой экономики. Новый премьер-министр Польши Дональд Туск полностью посвятил свою речь обновлению демократии в своей стране.
Президент Франции Эммануэль Макрон, сосредоточившись на теме французской гордости, предложил перевооружение европейского суверенитета", в том числе "для того, чтобы остановить Россию и поддержать украинцев". Но именно президент Финляндии Саули Нииностио выступил с важнейшим посланием: «Европа должна проснуться». Премьер-министр Дании Мэтте Фредериксен также была удивительно прямолинейной.
«Украине не хватает боеприпасов. Европа не поставляет то, что нужно. Мы будем настаивать на увеличении европейского производства. Это нужно срочно. И датские F16 скоро поднимутся в небо. Война в Украине – это также война за Европу, которую мы знаем», – сказала она.
Эш пишет, что это именно та риторика, которая сейчас нужна. Говоря о лидерстве в военное время, люди всегда вспоминают высказывание Уинстона Черчилля: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, труда, слез и пота».
«Но в данном случае кровь, пот и слезы исключительно украинские. Все, что нужно от нас – это ясное мышление, трезвая решительность и полностью управляемое перераспределение ресурсов. Более того, крайне необходимые инвестиции в оборонную промышленность создадут рабочие места дома, а также усилят нашу собственную безопасность. Неужели это слишком много, чтобы о таком просить?» – пишет британский историк.