Без сомнения, пандемия коронавируса принесла много вреда и ее катастрофические последствия человечество будет ощущать еще долго. COVID-19 заставил людей страдать, как морально, так и физически и экономически. Но даже несмотря на это многие люди стали счастливее во время пандемии. И сейчас, когда вакцины обещают возвращение к привычной жизни, часть человечества не полностью уверена в том, что хочет этого «возвращения», пишет Financial Times.
Ежегодный опрос Ipsos Global Happiness, в котором приняли участие 20 тысяч взрослых в 27 странах мира в июле и августе прошлого года, обнаружил интересный факт: 63 процента респондентов сказали, что они счастливы, а это только на один процентный пункт меньше, чем в 2019 году до пандемии. Падение на процент соответствовало обычным ежегодным спадам: процент людей, которые заявляют, что они счастливы, упал на 14 пунктов во всем мире в период между 2011 и 2020 годами, особенно резко снизившись в Мексике, Турции, ЮАР, Аргентине, Испании и Индии. Наиболее цитируемыми источниками счастья среди опрошенных были: "здоровье / физическое благополучие", "отношения с партнером / женой и детьми".
Подобным образом профессор из Амстердама Мейке Бартельс сравнила данные опроса пяти тысяч человек, проведенного до пандемии, с данными опроса 18 тысяч респондентов после начала коронавирусного периода. Профессор выявила значительное меньшинство, примерно каждый пятый человек, сообщал о "повышенном уровне счастья, оптимизма и нахождении смысла жизни".
Пандемия для многих упростила "занятые и сложные" модели жизни, считает Мейке Бартельс.
"Некоторые люди поняли, что, видимо, жили не той жизнью, которая им нравилась, а потом, вследствие локдаунов, начали проводить больше времени дома с семьями, в свою очередь, это отчасти способствовало уменьшению уровня стресса", - говорит профессор.
Количество «счастливых людей» может быть даже больше, чем предусматривают полученные данные опроса, учитывая, что признание удовольствия и счастья во время пандемии является социально нецелесообразным.
Легко оправдать эти данные тем, что счастливее стали только представители "привилегированного населения" или так называемой "элиты". Однако это сомнительный аргумент. Стоит учесть всех скромных рабочих, освобожденных от ненавистных рабочих мест и постоянного надзора руководства, которые смогли перейти на дистанционную работу, и теперь им платят за «сидение дома».
В опросе Gallup State of Global Workplace в 2017 году лишь 15 процентов работников в 155 странах сообщили, что чувствуют поощрение и мотивацию на рабочем месте. Две трети сказали, что не чувствуют мотивации, а 18 процентов сообщили о почти полной потере мотивации и "возмущены тем, что их потребности не удовлетворяются, что делает их несчастными".
«Карантинный перерыв» стал частичным моральным облегчением для многих официантов, портье, а также представителей других профессий, задача которых состоит в том, чтобы другие чувствовали себя важными. Они освободились от жизни по чужому графику благодаря карантину.
Уменьшить уровень стресса людям, которые перешли на дистанционную работу помогло то, что они перестали тратить время на долгие поездки в офис.
"Люди, которые вынуждены тратить много времени на поездки в офис на общественном транспорте, обычно имеют более низкий уровень удовлетворения жизнью, слабое ощущение того, что их повседневная деятельность целесообразна, более низкий уровень счастья и большую тревожность, чем те, кто не ездит на работу и работает дистанционно", - сообщает Британское бюро национальной статистики согласно опросу, в котором приняли участие 60 тысяч человек в 2014 году.
Однако сейчас, отчасти благодаря карантинным ограничениям, те, кто вынужден продолжать ездить на работу во время пандемии, могут наслаждаться меньшим количеством людей в общественном транспорте и в меньшей "давкой".
Часть людей в развитых странах также стали «богаче», чем раньше, поскольку они сократили расходы на развлечения и отпуска. Уровень личных сбережений в США в апреле прошлого года достиг рекордных 32,2%, и сейчас остается значительно выше, чем было до пандемии. Прежде всего, люди, которые начали работать дистанционно, получили в подарок больше времени.
Очень часто жизнь в обществе сложная и очень стрессовая. Люди, уставшие от нее получили альтернативу благодаря карантинным ограничениям, удаленной работе, виртуальному общению, онлайн покупкам. Часть людей никогда не захочет снова «возвращаться в общество» после изоляции, психологи называют это "тревожностью". Без сомнения, пандемия повлияла на человеческую жизнь и сильно изменила ее, резюмирует издание.
Главный экономист Банка Англии Энди Холдейн изучил экономическое влияние «большого эксперимента на дому», спровоцированного пандемией коронавируса. Ведь для того, чтобы предотвратить распространение болезни, многие компании отправили своих работников на дистанционную работу. Однако в результате длительной удаленной работы люди могут стать менее продуктивными и креативными.