США не были созданы благодаря лишь их конституции. Они появились благодаря сочетанию конституции, реальных обстоятельств и объединению "отцов-основателей". В ретроспективе все выглядит очень четко, прозрачно и очевидно. Но в это же время, это не совсем так.
В конституции ничего не было сказано о роли Верховного суда США. Эту власть эффективно узурпировал первый председатель системы судопроизводства Джон Маршалл в ответ на тогдашние события и собственные политические интересы. Европейцы часто склонны считать, что Евросоюз крепкий и нерушимый. Но ранняя история Америки говорит, что это не так. Еще долгое время общие правила будут оставаться в силе. Но борьба за то, чем станет ЕС в конце концов, еще не закончилась.
Об этом на страницах The Times пишет британский журналист и политик Даниэль Финкенштайн, добавляя, что в центре борьбы за будущее ЕС окажется именно общая валюта. Он цитирует книгу Дэвида Оуэна "Реструктурированная Европа", в которой автор напоминает цитату бывшего министра иностранных дел Германии Йошки Фишера: "Нечто фундаментальное для Евросоюза сломалось". Во время переговоров относительно долгов Греции 12 июля стало очевидным, что замалчиваемое понимание того, кто должен платить за европейское единство, более не может оставаться неозвученным. Должны появиться более жесткие правила, которые укрепят ответственность власти в еврозоне. Не стоит ждать от избирателей уплаты чужих счетов без четкого контроля над тем, за что их просят заплатить.
И это может означать только одно: еврозона станет более интегрированным объединением. Она приобретет все черты супердержавы, хотя никто его так не будет называть. Откладывание этого процесса только навредит всем странам Европы, включительно с Великобританией, которая сопротивляется более тесной интеграции в ЕС. Переговоры относительно "особого статуса" для Лондона, который не хочет переходить на евро и укреплять политическую интеграцию с другими странами-участницами, касаются не только британцев, но и Евросоюза в целом. Речь идет об изменении его формата.
Дэвид Оуэн вполне справедливо советует расширить требованию премьер-министра Дэвида Кэмерона исключить Великобританию из процесса создания "тесного союза" до более амбициозных масштабов. Глава британского правительства должен требовать переформатирования ЕС и раздела его на две части: еврозону и единый рынок. Их можно называть соответственно "Союзом" и "Сообществом".
"Союз", или еврозона, в придачу к нынешним органам ЕС, должен еще ввести жесткий фискальный контроль. И это позволит серьезно улучшить и развить демократические институты, которые будут необходимы для эффективного выполнения этого контроля по согласию.
"Сообщество" же объединит страны-участницы за пределами еврозоны включительно с Великобританией, Норвегией, Исландией и, возможно,ю Турцией в "лузерскую" зону свободной торговли, которая будет базироваться на независимых национальных государствах. Это объединение не будет иметь общей аграрной и внешней политики, так же, как и политики в области безопасности, судопроизводства и внутренних дел. Также "Сообщество" не позволять свободное передвижение работников.
По мнению автора, такое разделение ЕС вполне оправданное и правильное, поскольку еврозона переживает кризис. Чтобы она нормально функционировала, ей нужны сильные демократические институты. Ангела Меркель и еще несколько лидеров ЕС поддерживают идею избрания президента Евросоюза на общеевропейских выборах. Европарламент приобретает больший вес. Противостоять этим процессом означает противостоять против европейской демократии. Но принять их означает создать Европейское государство.
Пока Евросоюз остается одним целым, демократические "супернациональные институты", необходимые еврозоне, нуждаются в поддержке таких стран, как Великобритания, которая не имеет к еврозоне никакого отношения. Реструктуризация Европы устраняет эту проблему.
Вчера издание издание Die Zeit писало, что Евросоюз превращается в клуб эгоистов. 43% всех беженцев попросили убежища в Германии. На самом деле только ФРГ и еще три европейские страны принимают у себя почти всех иммигрантов. В это же время, другие страны ЕС, особенно в Восточной Европе, отказываются предоставлять убежище беженцам.
В это же время, Великобритания собирается провести референдум относительно членства в Евросоюзе. Подробнее о напряжение в отношениях между Лондоном и Брюсселем читайте на DT.UA в статье Юлии Загоруйко "Британия прощается. Но пока что не идет".