UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа не может проложить себе путь к федеральному будущему – Financial Times

Чрезвычайное увеличение бюджета ЕС - это еще не все, и Германия до сих пор не трансформирована в европейский фискальный союз.

Некоторые люди в ЕС отмечают увеличение бюджета Европейской комиссии на 750 млрд евро, как "гамильтонов момент", ссылаясь на первого министра финансов США, который в 1790 году достиг исторического компромисса для федерального правительства Америки, принявшего долги штатов. Другие отклоняют это шаг, как слишком малый и слишком поздний. Ни один из этих взглядов не отражает его истинную природу, пишет Вольфганг Мюнхау для Financial Times.

Я отмечал, что комментаторы и журналисты, работающие в Брюсселе, часто попадают в большие заголовки, которые объединяют такие категории, как гранты, займы и возможности для расходования средств. Комиссия - добровольный сообщник в этом непонимании. Официальный документ, сопровождавший объявление на прошлой неделе, перечисляет общий объем инвестиций, которые могут быть получены в размере € 3.1 трлн. Такие цифры должны впечатлить доверчивых. Это статистическая ловкость рук, которую можно ожидать от сомнительной избирательной кампании.

Комиссия заявляет, что 500 млрд евро из предложенных 750 млрд евро поступят в виде грантов, а 250 млрд евро - в виде кредитов. Кредиты не имеют экономического значения, так как нет недостатка в займах с низкой процентной ставкой для частного сектора. Гранты - вот что важно.

Но будьте осторожны. Не все, что называется грантом, представляет собой просто транзакцию. Некоторые из этих грантов используются для получения кредитов. По моим подсчетам, финансово значимая часть пакета составляет чуть более 400 миллиардов евро. Из них основная часть - это фонд восстановления стоимостью 310 миллиардов евро на четыре года, плюс дополнительные 11,5 миллиардов евро в этом году.

Разделив фонд восстановления 310 миллиардов евро на четыре года, я получу ежегодный прирост бюджета на 0,6 процента от валового внутреннего продукта ЕС в 2019 году. Это хоть что-то. Но если вам все еще нужен ваш гамильтонов момент, вам придется искать его в другом месте.

Пакет содержит другие меры в размере около 100 млрд. Евро для структурных фондов, изменения климата, сельского хозяйства, гражданской защиты и здравоохранения. Таким образом, часть денег идет в страны центральной и восточной Европы - они не так сильно пострадали от COVID-19, как Италия и Испания. Эти платежи составят еще 0,4 процента ВВП ЕС в 2021 и 2022 годах.

Как бы вы это не посчитали, вам будет трудно определить все, что приближается к финансовой базуке. Кроме того, на данном этапе пакет представляет собой лишь предложение. Все 27 государств - членов ЕС еще должны согласиться с ним. Окончательные цифры, скорее всего, будут ниже, чем выше.

Во-первых, деньги фонда восстановления идут с определенными условиями. Расходы должны соответствовать инвестиционным приоритетам ЕС. Вполне возможно, что не все деньги будут потрачены.

Во-вторых, так называемая "бережливая четверка" - Нидерланды, Австрия, Швеция и Дания - может преуспеть в снижении общего фискального воздействия пакета. Я не думаю, что они наложат вето, но их поддержка необходима для принятия бюджета ЕС. Есть разные тонкие способы добиться этого уменьшения. Швеция и Дания не являются членами еврозоны. Они могут утверждать, что фонд должен быть только в еврозоне. Или эти четверо стран могут попросить скидку.

Поскольку государства-члены ЕС в конечном итоге должны внести свой вклад в погашение заемных средств, скидка для некоторых стран означает более высокое бремя для других, в том числе для Италии и Испании. Это частично компенсирует размер чистого фискального перевода, который они ожидают получить.

Наконец, учтите, что дополнительные расходы на уровне ЕС могут быть компенсированы меньшими расходами на национальном уровне. ЕС не будет повторять катастрофическую ошибку жесткой экономии, которая последовала за предыдущим кризисом. Но фискальные правила все еще в силе. Существует предположение, что государства-члены в конечном итоге должны будут вернуться к использованию сбалансированных бюджетов.

Я не хочу игнорировать то, что Урсула фон дер Ляйен, президент комиссии, сделал на прошлой неделе. Она дошла до предела того, что является возможным с политической и правовой точек зрения. "Бережливая четвёрка" наложила бы вето на больший фонд. И никто из нас не знает наверняка, было бы ли это законно.

ЕС не должен работать на долги. Чтобы обойти это, комиссия сослалась на статью 311, в которой говорится, что "Союз должен обеспечить себя средствами, необходимыми для достижения своих целей и осуществления своей политики". Это юридический эквивалент того, "чего бы это не стоило". Кто-то почти наверняка подаст иск против комиссии, так что это, вероятно, это закончиться в суде.

Бюджетное предложение на прошлой неделе настолько хорошо, насколько оно может быть в нынешнем режиме. То, как была создана еврозона, не позволяет большего. Если вы хотите триллионы, вам придется изменить европейские договоры. Вы не можете проложить себе путь к федеральному будущему.

Это правда, что позиция Ангелы Меркель смягчилась. Но не заблуждайтесь. Канцлер Германии до сих пор не трансформирована в фискальный союз. ЕС продолжает шоу, но это, по большому счету, все еще то же самое шоу.

Читайте также: Как бизнесу доказать, что коронавирус — это форс-мажор?

Ранее сообщалось, что председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард спрогнозировала падение ВВП еврозоны в 2020 году до 12%. По ее словам, "мягкого" сценария выхода из кризиса не будет.

Напомним, что глава Еврокомиссии просит предоставить ей новые полномочия для спасения европейской экономики.

Европейский центральный банк предупреждает о сокращении ВВП из-за пандемии коронавируса. Подробнее читайте в интервью Юлии Самаевой с аналитиком J.P. Morgan Дэвидом Стаббсом "Мы никогда не знаем точно, где дно".