Канцлер Германии Ангела Меркель сама первой отвергла предположение, что она может стать лидером Запада. Трудно сказать, были ли эти ее слова фальшивой скромностью или трезвым реализмом. Но все же она права.
Как бы не раздражало поведение президента США Дональда Трампа или решение Великобритании выйти из Евросоюза, но было бы грубой ошибкой перейти к преждевременным выводам о смещении геополитических сил. Как и заговоры, они происходят время от времени, но это случается крайне редко.
Об этом на страницах Financial Times пишет обозреватель Вольфганг Мюнхау.
Он напоминает, что после победы Эммануэля Макрона на выборах во Франции в Европе было много эйфории. В еврозоне начался циклический подъем впервые за 10 лет после финансового кризиса. Появилась глобальная политическая воля в отношении ЕС в целом, а у политиков вроде Макрона и Меркель в частности. Это, безусловно, хороший момент для ЕС, чтобы взять на себя глобальную роль лидера. И он собирается это сделать. Но для этого ЕС нужно изменить подход к трем вещам. А шансы того, что он это сделает, равны нулю.
Первая и самая важная для стран ЕС задача - прекратить стабильно наращивать профицит текущего счета. Стоит положить конец доминированию немецкого профицита. Имеет значение лишь профицит еврозоны, в котором немецкий обычно составляет значительную часть. Профицит еврозоны в прошлом году составил 3,4% от ВВП.
Европейские политики и экономисты склонны смотреть на вещи с перспективы маленькой страны. Их цель - добиться все большей конкурентной способности для своей отдельной страны и не более. А это совсем не совпадает с настроением глобальной силы. Пожалуй, самым большим разочарованием за 20-летнюю историю монетарного союза стал провал изменения способа мышления. Бывший президент Еврокомиссии Жак Делор однажды подчеркнул, что ЕС состоит из стран двух типов: маленьких стран, которые осознают свой размер, и таких, которые этого не осознают. И им придется изменить это.
Еврозона, безусловно, сегодня одна из крупнейших экономик. Это делает ее важной для остального мира. Но в отличие от американцев, европейцы не привыкли думать о международных последствиях от их действий. Те, кто критикуют Трампа за политику в духе "Америка превыше всего", должны осознать, что страны ЕС придерживались схожего подхода всегда.
Вторая задача - положить конец постоянному кризису в еврозоне. Несколько стран-участниц имеют недопустимый размер долга. Банковские системы до сих пор слабые. Внутренний дисбаланс близок к историческому рекорду, на что указывает увеличение немецкой доли в платежной системе Европейского Центрального банка. Нынешний циклический рост не решит ни одну из этих проблем. Наличие экономических циклов не характерен для экономических суперсил.
Смогут ли Макрон и Меркель перезагрузить систему управления в еврозоне? В Берлине слышно лишь о готовности к сотрудничеству с Макроном. Но Германия относится к идее создания фискального союза лишь как к способу ввести еще более жесткий режим экономии в странах еврозоны.
Третья сфера, которая требует внимания лидеров ЕС - это нежелание стран-участниц увеличивать оборонные бюджеты. По мнению автора, Германия вряд ли выполнит свое обещание тратить 2% ВВП на армию, ее политики движутся как раз в противоположном направлении. Недавно во время речи в Мюнхене Меркель призвала ЕС сократить свою зависимость от США. Но она забыла подметить, что для этого нужно тратить на армию больше, чем 2% ВВП, которых требует НАТО.
Напомним, что немецкая канцлер Ангела Меркель заявила, что Евросоюз больше не может полностью полагаться на Соединенные Штаты и Британию, а должен взять свою судьбу в собственные руки. При этом Меркель отметила, что ЕС должен стараться сохранять дружеские отношения с США, Британией и другими странами-соседями, даже с Россией.