По итогам парламентских выборов в Турции правящая Партия справедливости и развития (ПСР) впервые за 13 лет потеряла право на единоличное формирование правительства, пишет в своей статье для ZN.UA Евгения Габер.
Согласно предварительным результатам, в Великое национальное собрание Турции проходят четыре партии - ныне правящая право-центристская Партия справедливости и развития (40,8% голосов, 258 депутатских мандатов); главная оппозиционная, левая Народно-республиканская партия, НРП (24,9%, 132); крайне правая турецкая Партия националистического движения, ПНД (16,2%, 80) и курдская Демократическая партия народов, ДПН (13,1%, 80).
"Безусловно, главным результатом выборов стала значительная потеря голосов правящей ПСР и, впервые в истории Турецкой Республики, избрание в парламент партии, представляющей интересы национального меньшинства, - курдской Демократической партии народов. До сих пор этого не удавалось сделать ни одной другой партии из-за достаточно высокого - 10-процентного - избирательного барьера", - отмечает автор.
Вместе с тем, как отмечает автор, набранных ПСР мест не хватит для того, чтобы беспрепятственно переписать Основной закон и сменить форму правления с парламентской на президентскую республику.
"Именно это обстоятельство позволило большинству международных медиа назвать результаты выборов "полным провалом" ПСР и лично президента Р. Т. Эрдогана, "блицкригом" - победу курдских националистов, и даже окрестить лидера ДПН С. Демирташа "курдским Обамой". Поздравить Р. Т. Эрдогана с "победой" на выборах поспешил только В. Путин, что в турецком обществе было воспринято как насмешка", - добавляет Габер.
Ослабление позиции ПСР на нынешних выборах связывают с паданием темпов экономического роста в Турции, ростом уровня безработицы, уменьшением количества туристов и объемов торговли. Также сказывается сложная геополитическая ситуация в регионе и нерешенные проблемы во внешней политике Турции. Так, по словам эксперта, "в переговорах с ЕС новые главы так и не были открыты, а "возвращение на Восток" не удалось из-за трансформационных процессов, охвативших весь регион Ближнего Востока". В итоге, объявленная ПСР еще в начале 2000-х политика "отсутствия проблем в отношениях с соседями" закончилась "отсутствием собственно самих отношений" - не были восстановлены или ухудшились контакты с Арменией, Израилем, Египтом, Грецией, Кипром".
В свою очередь Демократическая партия народов позиционирует себя в качестве представителя интересов всех наименее защищенных социальных групп - этнических и религиозных меньшинств, женщин, беженцев и т.д., т.е. всех тех, кто выступает за сохранение и расширение либеральных свобод. Именно это определило ее основной электорат, который условно можно разделить на три группы: этнические курды, представители других этнических и религиозных меньшинств, проживающие на территории Турции, и н. "протестный" электорат, рассматривающий ДПН в качестве единственной альтернативы правящей ПСР в условиях отсутствия сильной конструктивной оппозиции.
Кроме того, как отмечает автор, 10-процентный барьер, который должен был бы препятствовать "размыванию" власти присутствием мелких партий в парламенте и "защищать интересы" крупных партий, поспособствовал концентрации голосов в руках одной партии - единственной потенциально способной его преодолеть партии курдов.
"Очевидно, на сегодняшний день ДПН может рассчитывать на реальную, долгосрочную поддержку 5-6% собственно "своих" избирателей. Главным же на сегодня остается вопрос, сможет ли Демократическая партия народов стать по-настоящему "народной" для всей Турции или же останется маргинальной партией национального меньшинства с узкой политической платформой и ограниченной электоральной базой", - подытоживает автор.
Подробнее об изменениях в турецком парламенте читайте в статье Евгении Габер "Парламентские выборы в Турции: народная демократия или демократия народов?" для ZN.UA .