UA / RU
Поддержать ZN.ua

Британские подростки рассказали о своем опыте борьбы с длительным ковидом — The Guardian

Дети тоже могут страдать от постковидного синдрома

Более 100 тысяч британцев в возрасте до 25 лет месяцами страдали от изнурительных симптомов постковидного синдрома. Четверо молодых людей рассказали для The Guardian, что такое длительный ковид из собственного опыта.

Ниам все время плакала. 19-летняя студентка первого курса университета Лидса два месяца жила симптомами длительного ковида.

«У меня не было сил двигать руками. Это звучит глупо, но я плакала. Я думала: что со мной происходит?», - говорит она.

Ниам обычно вела физически активную жизнь. Она регулярно ходила в спортзал и бассейн. Но заболев коронавирусом, девушка стала оболочкой своего прежнего я. Она просыпалась утром и чувствовала себя уставшей.

«Я никогда не чувствовала такой усталости. Я как будто пробежала марафон или попала под поезд», - говорит девушка.

Привычные занятия, такие как прогулка с друзьями, вызывают у нее одышку. Девушка не чувствовала ни запаха, ни вкуса. У нее белело в груди. В основном Ниам лежала в постели, листая ленту социальных сетей и пыталась игнорировать мнение, что она теряет свое время.

Большую часть следующего года, даже в мае, симптомы сохранялись. Чувства вкуса и запаха вернулись в определенной степени, но многие продукты были неприятными на вкус. Девушка теряла сознание минимум два раза в месяц. Празднование Дня рождения подруги в мае закончилось, когда Ниам потеряла сознание в ванной комнате. Врачи сказали ей, что у нее ухудшилось состояние сердца, скорее всего из-за COVID, и, возможно, со временем ей понадобится кардиостимулятор. Сегодня Ниам все еще теряет сознание, борется с дефицитом энергии и не чувствует запаха и вкуса, как раньше.

«Когда я встаю, даже медленно, я чувствую, что могу упасть. Часто спрашиваю себя, почему я не могу быть такой, как все? Почему это случилось со мной?», - говорит она.

Ниам - одна из 106 тысяч молодых людей в возрасте до 25 лет, живущих с длительным коронавирусом в Великобритании. Из этих молодых людей 72 тысячи -17-24 года, а 34 тысячи - в возрасте до 16 лет. Хотя постковидный синдром - это состояние, которое обычно поражает пожилых людей, подростки и дети также могут испытывать симптомы длительного ковида. Недавнее исследование, проведенное Королевским колледжем Лондона, показало, что у одного ребенка из 50 детей с COVID наблюдались симптомы, что продолжались более восьми недель, среди которых чаще всего встречались головная боль, усталость, боль в горле и потеря обоняния.

«Мы точно можем сказать, что дети также могут страдать от длительного ковида. Но проблема постковидного синдрома в том, что он не имеет четкого определения», - говорит доктор Илэйн Максвелл из Национального института исследований здоровья.

Общие симптомы длительного ковида включают такие проблемы, как потеря обоняния и вкуса, слабость внимания и проблемы с дыханием и сердцебиением. Но дети, как правило, имеют несколько иные симптомы, недавнее исследование, проведенное американской организацией Fair Health, показало, что молодые люди в возрасте до 18 лет чаще сообщают о «расстройстве адаптации» (эмоциональные или поведенческие реакции на стрессовые события в жизни). Из-за такого расхождения к этим симптомам иногда относятся скептически.

«Мы все еще находимся на стадии, когда некоторые люди говорят, что дети не могут страдать от длительного ковида. Это недоверие может распространяться на учителей, социальных работников и даже медицинских работников, углубляя стресс и неопределенность жизни подростка с постковидный синдромом. Люди с подобными синдромами, такими как хроническая усталость, часто сообщают о том, что медработники отказываются воспринимать такое состояние серьезно», - говорит Максвелл.

«Люди страдают, но им не верят», - отмечает Сэмми МакФарлэнд из организации, которая занимается поддержкой детей с постковидным синдромом. МакФарлэнд создала «группу поддержки» после того, как весной 2020 года ее 15-летняя дочь Китти заболела коронавирусом.

МакФарлэнд, которая также давно страдала от постковидного синдрома, сообщила медсестре о состоянии Китти.

«Она сказала мне, что дочь имитирует мои симптомы, и это связано с карантином. По словам медсестры, дочь будет чувствовать себя лучше, когда снова увидит своих друзей», - говорит МакФарлэнд.

 «Длинный COVID больше признают у взрослых, чем у детей», - говорит доктор Данило Буонсенсо из больницы Университета Гемелла в Риме.

Он рассказал о 14-летней девочке, которую лечил. Другие врачи говорили, что его состояние психологическое. После проведения тестов, Буонсенсо обнаружил, что у девочки проблемы с легкими (ее легкие не насыщаются кислородом должным образом), хроническое воспаление и даже проблемы с сердцем.

«Длинный COVID гораздо реже встречается у детей, что является хорошей новостью. Но эта проблема реальна», - говорит он.

МакФарлэнд рассказывает о школах, которые обращались в социальные службы и критиковали родителей детей с постковидным синдромом, поскольку они чаще пропускали школу.

«Трудно доказать, что ваш ребенок болеет, когда его симптомы могут меняться почти каждый час. Их форма выздоровления не соответствует шаблону посещения школы», - говорит МакФарлэнд.

«В школах не хватает ясности, поскольку нет четких указаний правительства о том, как реагировать на длительный COVID у молодых людей», - говорит МакФарлэнд.

Люди могут быть скептически настроены, говорит 12-летний Джеймс из Бирмингема.

«Никто этого не понимает и никто не пытается сочувствовать», - добавляет он.

Джеймс заболел COVID в апреле 2020 года. С тех пор у него периодически появлялись симптомы постковидного синдрома.

«У меня большую часть времени все относительно хорошо, но каждые три-четыре недели симптомы обостряются», - говорит он. Недавно парень чуть не вступил в драку с одноклассниками, которые не верили ему.

«Я воспринял это неправильно, потому что мне стало так плохо. Я хотел убедить их силой, но понял, что физической силы у меня уже не осталось», - говорит он.

Теперь Джеймс проводит время, играя в видеоигры. Чувствует ли он одиночество?

«Да», - отвечает Джеймс.

Пропуск учебы также может вызвать ухудшение оценок.

«Для того, чтобы идти в школу, нужна вся моя энергия, которой на самом деле нет. И когда я там, то думаю только о том, как пережить этот день», - говорит 14-летняя Эмма из Беркшира.

Эмма чувствует симптомы длительного ковида с мая 2020 года. Она принимает лекарства от тошноты. За последние месяцы ее состояние несколько улучшилось, но девушка постоянно испытывает головокружение.

«Это полностью перевернуло мою жизнь», - говорит она. Прежде чем Эмма заразилась коронавирусом, девушка была гимнасткой. Теперь она не может делать даже легкие упражнения. Эмма пропустила много занятий в школе.

«Я стараюсь догнать обучение на дому, но это не то же самое, что быть в школе. Я сейчас серьезно отстаю», - говорит Эмма.

Кроме того, девушка боится возвращаться в школу сейчас, когда карантинные ограничения в Англии были ослаблены.

«В моей школе есть люди, которые безразличны к коронавирусу. Это их не беспокоит. Это не проблема, это просто простуда, говорят они. Зная, что в сентябре я вернусь с ними в школу, и никаких карантинных ограничений не будет, они, вероятно, пойдут на вечеринки. Честно говоря, я не хочу возвращаться назад», - рассказывает Эмма.

Взгляды Эммы разделяют много ее сверстников с длинным ковидом.

«Сейчас существует большое беспокойство из-за того, что произойдет осенью. Пока мы можем держать наших детей социально дистанцированнными и на открытом пространстве, но в сентябре в школах возникнет риск повторного заражения», - говорит Макфарланд.

До того, как 13-летний Том, который живет в Девоне, заболел коронавирусом, он регулярно играл в баскетбол и регби. Парень заразился в марте прошлого года.

«Я задыхался, только поднимаясь по лестнице», - говорит он.

Теперь, как и Эмма, Том обеспокоен тем, чтобы вернуться в школу.

«Я боюсь, что заболею снова. Я не пытаюсь лезть в политику или что-то такое, но мне кажется немного глупым то, что многие люди не носят маски», - говорит он. Том не может понять, почему карантин был ослаблен так резко.

Буонсенсо отмечает, что большинство детей не заболеют коронавирусом, и важно, чтобы школы оставались открытыми.

«Закрытие школ вредит детям. Но нам нужно найти лучший баланс. Понятно, вакцинация и маски, но также понимание того, что COVID и постковидный синдром у молодых людей - это реальная проблема», - говорит он.

Правительство могло бы предложить вакцину против коронавируса подросткам в возрасте до 18 лет, как это происходит в США (где рекомендуется делать прививки детям от 12 лет) и Ирландии. Например, правительство Великобритании объявило 4 августа, что каждый в возрасте от 16 лет и старше может получить вакцину в течение нескольких недель, но дети от 12 до 15 лет остаются вне вакцинации.

Максвелл смущает отказ британского правительства вакцинировать детей до 16 лет. Буонсенсо соглашается с правительством, он считает, что пожилые люди в странах с низким и средним уровнем дохода должны иметь приоритет в вакцинации.

Для молодых людей долгий ковид кажется особенно жестоким. В подростковом возрасте все воспринимается по-другому. Летние каникулы, проведенные в помещении, кажутся бесконечными тюремными приговорами. Психологические последствия также могут повлиять на психическое здоровье.

«Не думаю, что я когда-либо плакала больше, чем в этом году», - говорит Ниам.

Том также борется с плохим настроением.

«Если раньше у вас была мотивация заниматься спортом в школе, то сейчас вы чувствуете настоящую депрессию и хотите остаться дома», - говорит он.

«Психически я просто разбит. Сейчас мне трудно себя сдерживать. Это может быть гнев, печаль или тревога», - говорит Джеймс. Он часто вступает в драки со своим старшим братом.

Столько времени вне школы также заставило многих молодых людей чувствовать себя изолированными от своих друзей. Близкие друзья Эммы сочувствуют ей, но им трудно пропустить вечеринки с широкой группой ровесников.

«Вы видите, как люди в социальных сетях выкладывают фото, где они купаются в озере или делают покупки в Лондоне. Я не могу доехать до Лондона, потому что даже час в машине для меня слишком много. Когда я вижу, как группа девушек из моего класса идет на пляж, а я просто сижу дома, и чувствую, что трачу свое время», - говорит Эмма.

Чаще всего подростки с длительным ковидом чувстуют «потерю».

«Я все пропустила. Это важная часть твоей жизни, подростковые годы», - говорит Эмма.

Однако надежда есть. Ниам постепенно восстанавливает общение с друзьями.

«У врачей нет ответов, они не могут дать вам волшебных таблеток. Но мой психолог дал совет, как справиться с этим угнетенным состоянием», - говорит Ниам.

Для эффективного лечения постковидного синдрома у подростков нужны инвестиции, а также специалисты, которые будут оценивать состояние молодых людей, резюмирует издание.

Читайте также: Из-за «длительного ковида» люди теряют работоспособность — The Economist

Данные исследований указывают на то, что люди, которые выздоравливают после COVID-19, могут чувствовать долговременное влияние на здоровье. Наиболее масштабное в своем роде исследование, опубликованное в медицинском журнале The Lancet установило, что усталость и проблемы со сном являются самыми распространенными симптомами после коронавируса, которые наблюдаются у 63% и 26% пациентов соответственно, через шесть месяцев после установления их первичного диагноза. Заболевание также может давать длительные психологические осложнения: 23% пациентов сообщают о тревоге или депрессии.