UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что значит китайская мудрость во время войны в Украине?

Автор: Юлия Климишин

Чем дольше длится война, тем меньше у нас остается права на ошибку и тем важнее становится объективная оценка ситуации и принятие соответствующих решений. Учитывая так называемый нейтралитет Китая относительно войны в Украине, с одной стороны, и его идеологическую близость с Россией — с другой, китайское направление украинской внешней политики остается одним из самых сложных и требует особенно взвешенного подхода.

В современных геополитических реалиях, в которых, по словам лидера КНР Си Цзиньпина, Китай и Россия являются «всесторонними стратегическими партнерами по координации», позиция Пекина относительно войны в Украине последовательна и в определенной степени предсказуема. После двух лет напрасных ожиданий действенных посреднических усилий в украинском вопросе официальному Киеву нужно правильно понимать действия и тезисы Поднебесной, настоящую суть которых китайская дипломатия нередко скрывает за древней китайской мудростью. 

Читайте также: Китай выступил против «незаконных санкций» ЕС, под которые могут попасть его компании за помощь России

Так, Китай:

Связанность стратегических интересов Пекина и Москвы не означает, что Китай является непосредственным участником войны против Киева, но на сегодняшний день он направляет свою политику против украинского государства. Учитывая это, не стоит надеяться, что без существенных перемен, непосредственно затрагивающих интересы Пекина, он может изменить позицию относительно войны в Украине или что украинский вопрос может стать полем для компромисса между США и КНР. В такой ситуации Украина, которая борется за свою государственность, должна иметь четкое видение стратегии в отношении Китая, который остается крупным геополитическим и экономическим игроком, а также центром влияния для многих развивающихся стран, в первую очередь стран Глобального Юга. 

Читайте также: Китай и Россия больше не воспринимаются как главные угрозы безопасности — исследование

Важными в этом контексте кажутся такие аспекты:

Китай не может быть посредником в поиске путей завершения войны в Украине. Занимая сторону России, которая отрицает сам факт субъектности Украины, Китай не может быть объективным участником мирных переговоров по украинскому вопросу. Основной опасностью привлечения КНР к обсуждению дальнейших перспектив Украины является его четкая позиция по недопущению членства украинского государства в НАТО, что в существующих условиях является единственной возможностью защиты суверенитета Киева. Пекин, как и Москва, должны быть поставлены перед свершившимся фактом ситуации, сложившейся в Украине, которую они не смогут опровергнуть ни военным, ни экономическим путем.

Отношения Украины с Китаем должны соответствовать действиям последнего на украинском направлении. Несмотря на то, что большинство союзников и партнеров Украины развивают взаимовыгодное торговое сотрудничество с КНР, официальный Киев должен быть очень рассудительным в выборе направлений экономического взаимодействия с Китаем, которые должны полностью исключать все стратегические, в частности технологические и информационные, риски. С учетом стратегического вектора развития китайско-российских отношений, Украине не стоит рассматривать возможность присоединения к каким-либо региональным (сотрудничество Китая и стран Центральной и Восточной Европы «14+1») или глобальных («Один пояс, один путь») китайских инициатив.

Читайте также: Телефонный разговор Путина и Си подчеркнул нерешительность Китая по поддержанию двусторонних отношений с РФ – ISW

Украине целесообразно использовать фактор «нейтральности» Китая в отношениях с США и странами Запада. Заинтересованность КНР в развитии экономических отношений с США и странами Запада — один из основных факторов, влияющих на так называемую нейтральность Пекина относительно войны в Украине и не дающих ему возможности открыто оказывать военную помощь России. Поэтому в работе с западными партнерами Киев должен максимально использовать уязвимость Китая к репутационным рискам в его отношениях с РФ.

Украине целесообразно использовать позицию Китая, касающуюся территориальной целостности всех стран и ядерной безопасности. Очевидно невыгодная Пекину аналогия с островом Тайвань заставляет его выступать за территориальную целостность всех стран, что должно быть постоянным акцентом во время коммуникации с китайской стороной о статусе оккупированных Россией АРК Крым и восточных областей Украины. Вместе с тем принципиальная позиция Китая в отношении ядерной безопасности может быть эффективно применена в работе с западными партнерами как гарантия неприменения Москвой ядерного оружия.

Украине целесообразно вести активную коммуникацию с китайскими дипломатами и учеными. Постоянное напоминание китайской стороне о преступлениях режима Путина в Украине должно стать накопительным фактором, что будет заставлять официальный Пекин учитывать репутационные риски в китайско-российских отношениях.

Украине целесообразно активно пропагандировать украинскую культуру в Китае. Комментируя объявление 2024–2025 годов годами культуры между КНР и РФ, в гонконгском издании South China Morning Post отметили: Россия считает, что должна сохранить влияние или определенную дискурсную силу в Китае, чтобы поддерживать свой имидж и избежать крайне неблагоприятной ситуации глобальной изоляции. Для противодействия засилию пророссийских нарративов в китайском информационном пространстве и формирования благоприятного отношения к Украине среди китайских граждан Киеву целесообразно значительно активизировать работу на украинском культурном направлении в Китае.

Читайте также: Новый глава минобороны Китая заявил о поддержке РФ в контексте войны в Украине

Как видим, древняя китайская мудрость пытается разграничить развитие китайско-российских отношений и войну в Украине. В такой ситуации современная украинская мудрость должна найти пути, чтобы вывести Китай из зоны комфорта и не позволить ему занять место в истории рядом со страной-агрессором. Нам надо научиться уважать самих себя, чтобы нас уважали другие.