Противостояние России и Украины касается не только территории — речь идет о политическом будущем Киева. Кремль стремится к тому, чтобы будущее Украины решалось в Москве, а не в Киеве. Украина сражается за свободу определять свое будущее — и большинство украинцев хотят, чтобы их страна стала членом НАТО и Европейского союза.
В прошлом году ЕС начал переговоры с Киевом о вступлении в ЕС. Но этот процесс займет годы. Между тем, Украина стремится получить приглашение вступить в НАТО, но страны-члены расходятся во мнениях относительно того, когда Киев должен вступить в альянс. Некоторые страны во главе с Прибалтикой, Польшей и Францией хотят, чтобы альянс направил официальное приглашение на саммите в Вашингтоне в июле этого года. Они считают, что сохранение вакуума безопасности в Европе побуждает Москву заполнить эти "серые зоны" военным путем, как это произошло в Украине, Грузии и Молдове. Другие члены альянса, включая США и Германию, не готовы действовать так быстро, отмечает Foreign Affairs.
Бывшие чиновники предлагали разные идеи, чтобы преодолеть эту пропасть. Одна из них состоит в том, чтобы прислать Украине приглашение, но не предпринимать никаких действий до позднейшего, неопределенного времени. Это будет пустой жест, поскольку никакие положения договора не будут применяться до тех пор, пока все 32 члена не ратифицируют вступление Украины.
Другая идея — пригласить Украину начать переговоры о вступлении, модель, заимствованную из процесса расширения ЕС. Но страны-кандидаты на вступление в ЕС идут по протоптанному пути, годами принимая и имплементируя законодательство ЕС.
"Вашингтонский саммит дает возможность преодолеть эту пропасть и достичь консенсуса по отношению к Украине внутри Альянса. Первым шагом должно стать уточнение реформ, которые необходимо завершить Украине, и условий, которые должны быть выполнены на местах, прежде чем она сможет присоединиться к Альянсу", — пишет Foreign Affairs.
Во-вторых, Альянс должен взять на себя координацию военной помощи, предоставляемую коалицией из более чем 50 стран, и помочь Украине создать современные, способные к взаимодействию вооруженные силы. Наконец, лидеры НАТО должны усилить поддержку обороны Украины путем предоставления новейших вооружений, таких как ракеты большой дальности, которые некоторые страны-члены неохотно предоставляют.
Чтобы достичь консенсуса между Североатлантическим союзом, лидеры НАТО должны согласовать два условия, которые должны быть выполнены до того, как они официально пригласят Украину присоединиться к Североатлантическому союзу. Во-первых, Украина должна завершить демократические, антикоррупционные реформы и реформы в секторе безопасности, изложенные в Годовой национальной программе Украины — официальной структуре, которая готовит Украину к членству в НАТО.
На Вашингтонском саммите лидеры НАТО должны взять на себя обязательство работать вместе, чтобы помочь Киеву завершить эти реформы в течение года. Во-вторых, боевые действия в Украине должны прекратиться. Пока в Украине идет активный военный конфликт, членство Украины в Альянсе может привести к прямой конфронтации между НАТО и Россией — а это риск, на который большинство членов НАТО не готовы пойти.
Прежде чем выполнить второе условие, Альянс должен определить, что он сочтет удовлетворительным завершением боевых действий. Это не может быть окончанием войны, потому что это предполагает мирное соглашение, которое будет чрезвычайно трудно достичь в ближайшее время. Распространенное мнение, что все войны заканчиваются путем переговоров, ошибочно.
На саммите НАТО в Вильнюсе в прошлом году украинские чиновники по понятным причинам были обеспокоены тем, что "условия" не определены. Если НАТО никогда не определит условия, это всегда может создать дополнительные препятствия для Украины, которые она должна преодолеть. Украина заслуживает ясности, а НАТО должно определить понятие для собственного внутреннего единства и сплоченности.
Безусловно, выдвижение прекращения вооруженного конфликта как условия вступления Украины в НАТО дает Москве стимул продолжать войну. Пока Россия продолжает сражаться, НАТО не примет Украину как нового члена. Именно поэтому Киев и его союзники должны продемонстрировать свою решительность; они должны убедить Москву в том, что она ведет войну, в которой не может победить. С этой целью лидеры НАТО должны договориться о трех дополнительных мерах, направленных на усиление обороны Украины и помощь ей в создании современной армии.
Во-первых, Альянс должен взять от Соединенных Штатов руководство Контактной группой по обороне Украины — коалицией из примерно 50 стран, регулярно встречающейся для обсуждения военных потребностей Украины и решающей, какая страна предоставит необходимое оборудование. Расширение роли НАТО позволит институционализировать поддержку Украины со стороны Альянса, обеспечив ее непрерывность в то время, когда приверженность Соединенным Штатам Украины находится под вопросом.
Во-вторых, Альянс должен работать с Украиной по формулированию долгосрочного видения развития ее Вооруженных сил. В настоящее время существует много коалиций, которые сосредоточены на разных компонентах: разминировании, возможностях F-16, информационно-технологической инфраструктуре, бронетехнике и артиллерии, а также возможностях нанесения ударов на большие расстояния. Альянс может и должен координировать эти усилия, которые помогут украинским Вооруженным силам стать полностью интегрированными и оперативно совместимыми.
В-третьих, Альянс должен создать тренировочную миссию в Украине, взяв на себя координацию тренировок украинских сил от США, Великобритании и других отдельных стран. Обучение имеет решающее значение для украинских солдат на поле боя. Общей целью этих трех мер является не уменьшение участия отдельных стран, а повышение эффективности существующих усилий в поддержку Украины путем передачи их в компетенцию НАТО.
О том позовут ли Украину в НАТО в этом году — читайте в статье Владимира Кравченко.