ЕС теряет доверие к британскому премьеру Борису Джонсону, однако, менее чем за сто дней Brexit будет завершен. Великобритания будет вне таможенного союза и внутреннего рынка ЕС. Но Brexit ставит вопрос как для ЕС, так и для Великобритании. Этот процесс бросает вызов тому, что можно назвать идеологией Европы. В конце концов, это серьезное дело для демократической организации, когда великая страна решает покинуть союз, пишет британская газета The Guardian.
«Это было бы роковой ошибкой считать, что Брекзит представляет именно британскую проблему ... голосование за Брекзит - это отчаянная попытка ответить на вопросы, которые ежедневно задают себе миллионы европейцев", - сказал бывший президент Европейского совета Дональд Туск после референдума о Брекзит в Британии в 2016 году.
Президент Франции Эмманюэль Макрон был достаточно честным, чтобы в начале 2018 года признать, что возможно референдум во Франции мог бы дать тот же результат, что и в Великобритании.
Какие тогда выводы должен сделать Европейский Союз? В своей лекции в Брюгге 2010 канцлер Германии Ангела Меркель указала на постоянную напряженность между двумя Европами - наднациональной и межправительственной. Если это напряжение будет нарушено, а наднациональная политика вторгнется в национальную идентичность, тогда может появиться «народное сопротивление».
Проблемы, вызванные миграцией и евро, наглядно демонстрируют, как ЕС может спровоцировать сопротивление со стороны людей, если союз выходит за рамки допустимого, отказываясь обращать внимание на национальную идентичность государств-членов.
Решительные действия исполнительной власти, необходимые для урегулирования миграционных кризисов, могут реализоваться только национальными правительствами, работающие совместно. С этими кризисами сталкивались в основном правительства государств-членов Европейского совета: Комиссия и Европейский парламент играли отчетливо второстепенную роль.
Критическая ситуация, вызванная пандемией коронавируса, как и прошлые кризисы, ведет к разговорам о дальнейшей интеграции. Некоторые лидеры ЕС ищут новые экономические и бюджетные инструменты, что может завершиться созданием «бюджетного союза», чтобы поставить евро на прочные позиции.
Дальнейшая интеграция, не говоря уже о поправках в договор, является последним, что нужно Европе. Ибо «сверхнационализм» сейчас угрожает реализации европейского идеала.
Еще в 1990 году, когда Жак Делор, бывший президент Европейской комиссии, сказал Европейскому парламенту, что хочет, чтобы Европа стала "настоящей федерацией" до конца тысячелетия, тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран сказал, что никто в Европе этого никогда не захочет.
Мало кто в Европе стремится «погрузить» национальную идентичность своей страны в федерацию. Зато члены ЕС стремятся конструктивно преследовать собственные национальные интересы в рамках Европейского Союза. Возможно, Британия должна была сделать то же самое.
Когда в 1990-х британский премьер-министр Джон Мейджор заявил, что Европа еще не готова к общей валюте, его предупреждения проигнорировали. Но, возможно, другие государства-члены должны были прислушиваться к его словам. Его мнение, безусловно, поддержали бы люди в средиземноморских странах-членах ЕС, которые стали безработными в результате политики жесткой экономии.
Часто страны-члены ЕС имели спорные ситуации с восприятием «общего суверенитета» ЕС: Германия, когда дело дошло до распределения долгов; Греция, когда речь заходила о бюджетных ограничениях; Чехия, Венгрия, Польша и Словакия, когда дело дошло до принятия квоты сирийских мигрантов.
Европа требует, как часто отмечал Туск, лучшей стратегии - практических усовершенствований, таких как, например, улучшение европейского рынка услуг. В конце концов, услуги составляют 70% экономической деятельности в ЕС.
Европе также необходим единый цифровой рынок, который, по подсчетам премьер-министра Нидерландов Марка Рутте, добавил бы к ВВП Европы 400 млрд евро.
Итак, ЕС должен оставаться прежде всего межправительственной организацией, в которой государства-члены через Европейский совет диктуют темпы изменений. Однако, при таких условиях государства-члены рассматривали бы не только собственные национальные интересы, но и интересы целого континента.
В прошлом Европа страдала от отсутствия такой перспективы. Если бы в 1914 году национальные правительства учитывали интересы Европы в целом, а не только свои национальные интересы, войны удалось бы избежать.
Таким образом, Brexit не был «отклонением от нормы». Вместо того, чтобы осуждать или поддерживать Brexit, ЕС и Великобритания должны учиться на своих ошибках, резюмирует газета.