UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден попытался начать жесткий диалог с Россией, но это не поможет сдержать Путина — The Economist

США пытаются предотвратить вторжение России в Украину.

Когда президент США Джо Байден встретился с главой Кремля Владимиром Путиным в Женеве, он говорил о своем стремлении к «стабильным и предсказуемым отношениям» с Россией и отметил многие сферы, в которых страны могли бы сотрудничать, не в последнюю очередь это касалось ядерного оружия и борьбы с терроризмом. В этот раз во время двухчасового видеоразговора Байден предупредил Путина о «серьезных последствиях», если российские войска, сосредоточенные на границах Украины, начнут вторжение, пишет The Economist.

«Он прямо сказал президенту Путину, если Россия начнет вторжение в Украину, Соединенные Штаты и европейские союзники будут отвечать сильными экономическими мерами», – сообщил советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан.

Тактика Путина может привести к последствиям, которых РФ пытается избежать, ведь усиление напряжения на границах Украины предполагает расширение влияния НАТО на границах России. Тем не менее, Америка также предлагает РФ дипломатический выход в форме «дискуссии, охватывающей более масштабные стратегические вопросы».

Похоже, Салливан говорил о соглашениях, которые ограничивали силы влиятельных стран во время «холодной войны». Но такой диалог может состояться только «в условиях деэскалации». Команды стран продолжат «поддерживать контакт».

Однако Салливан не уточнил, будут ли санкции включать «ядерный вариант» изоляции России от западных финансовых сетей, в частности от системы финансовых переводов SWIFT. Однако он объявил о перспективах остановить запуск «Северного потока-2».

На вопрос, стал ли мир безопаснее после саммита Путина и Байдена, Салливан не дал конкретного ответа.

«Основным показателем того, безопасен ли мир, являются факты и действия, выполненные в данном случае Россией. Давайте посмотрим», – сказал он.

Многое зависит от расчетов Путина. Он, несомненно, будет оценивать преимущества, которые может получить от дипломатии, а также риски и выгоды от военных действий. Многие предполагают, что его военные маневры призваны привлечь внимание Америки. Подобное наращивание войск РФ на украинских границах весной привело к саммиту Путина и Байдена в Женеве в июне. Нынешняя эскалация напряжения позволила Путину провести видеоконференцию с Байденом. Но никто не может утверждать, что знает реальную цель главы Кремля.

Формальные требования России на первый взгляд кажутся странными. Путин хочет гарантий, что Украина никогда не присоединится к НАТО и не будет базой для западного оружия, которое, по мнению Кремля, может угрожать России, хотя обе эти перспективы выглядят слишком отдаленными.

Однако НАТО не может четко заявить, что Украина никогда не сможет присоединиться к альянсу. На саммите в 2008 году союзники по НАТО заявили, что Украина и Грузия могут стать членами альянса, даже если они пока не получили официального Плана действий по членству.

«Страны должны иметь возможность свободно выбирать своих союзников», – заявил Салливан.

Тем не менее, учитывая распространенную коррупцию в Украине и конфликт с РФ, членство в НАТО для Киева в ближайшее время выглядит маловероятным.

Настоящей проблемой для Путина может быть не вступление Украины в НАТО, а помощь альянса Киеву, считает Юджин Румер из Фонда Карнеги.

Другими словами, российское правительство обеспокоено ростом роли НАТО и западных стран в вооружении и обучении украинских военных, ведь они могут стать более сильным противником. Возможно, недостаточно сильным, чтобы противостоять российскому вторжению, но, вероятно, достаточно мощным, чтобы остановить войну на востоке Украины. Киев является одним из крупнейших получателей американской гражданской и военной помощи.

В более широком плане Путин хочет, чтобы Америка признала, что Украина должна быть в сфере влияния Кремля. В своей статье президент России поставил под вопрос историческое право Украины на существование как независимого государства, заявив, что «настоящий суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией».

В 2014 году Путин аннексировал Крым, начал войну на востоке страны. Минские соглашения, направленные на прекращение конфликта, создали бы слишком децентрализованную страну и, в сущности, предоставили бы России право вето на ее действия.

Но Россия, Украина и боевики на Донбассе находятся в тупике относительно последовательности шагов, которые необходимо предпринять. Президент Украины Владимир Зеленский противостоял давлению России, хотя и сомнительными средствами. Его кампания против олигархов началась с борьбы с пророссийским политиком Виктором Медведчуком, обвиняемым в государственной измене.

Если у Путина не получится сделать Украину фактической частью России, он может превратить ее в нейтральное «буферное государство» в стиле холодной войны.

«Путин не обязательно подразумевает военную атаку. Он хочет получить позиции силы, создать возможности и использовать их», – говорит бывший спецпредставитель США в Украине времен администрации Дональда Трампа Курт Волкер.

Волкер утверждает, что Путин мобилизовал свои войска сейчас, потому что чувствует «слабость» Америки, ведь США хотят сосредоточиться на внутренних делах и Китае. Кроме того, Путин чувствует слабость Европы после Brexit и завершения эры Ангелы Меркель, а в Украине Зеленский теряет популярность, что тоже может сыграть в пользу РФ.

Несмотря на «строгие заявления» Байдена, он установил четкие пределы того, что Америка готова сделать. Салливан сказал, что цель Америки - «сдержать российское военное вторжение на территорию Украины».

И хотя Америка была готова направить больше сил, чтобы «успокоить» союзников по НАТО, Салливан дал понять, что Байден не будет отправлять американские силы в Украину.

Если вторжения удастся избежать, следующий вопрос состоит в том, о чем Байден и Путин могут договориться в потенциальном дипломатическом соглашении. Хотя Путин одержим Украиной, Байден может решить уделять меньше внимания этому вопросу.

Украина уже создавала «неудобства» во внутренней политике Америки: попытка найти компромат на Байдена и его сына Хантера с помощью Киева спровоцировала импичмент Трампа. Поэтому вопрос Украины «неудобен» для Байдена, к тому же его администрация сначала медленно шла на переговоры с Киевом, а в какой-то момент даже ненадолго приостановила военную помощь Украине, резюмирует издание.

Читайте также: Несколько членов НАТО разъярены из-за одного из предложений Байдена Путину: в Bloomberg рассказывают детали

Напомним, 7 декабря президенты Джо Байден и Владимир Путин провели двухчасовую конференцию, ключевой темой которой стала Украина. Западные СМИ прогнозировали напряженный разговор глав государств, включающий обсуждение жестких санкций против РФ в ответ на эскалацию у границы Украины.

Во время переговоров Джо Байден дал понять российскому лидеру Владимиру Путину, что не будет учитывать «красные линии» РФ в вопросе расширения НАТО.

Из публичных сообщений о деталях видеосаммита Джо Байдена и Владимира Путина можно сделать вывод, что Вашингтон в координации с европейскими союзниками полон решимости и в состоянии удержать Москву от попытки новой военной агрессии, а Байден не дал Путину обещания не принимать Украину в НАТО.

Но, как делает вывод Алексей Ижак в статье «Байден и Путин разошлись по углам. Чего ожидать Украине», новых западных санкций, которые бы подталкивали РФ идти на уступки в рамках дипломатического урегулирования, не будет.