Размышляя о геополитике, люди обычно вспоминают о соперничестве великих держав: Америка против Советского Союза или новое противостояние США и Китая. Весьма справедливо. Но когда Америка начала отступать от своей «глобальной роли», она открыла пространство для других, менее влиятельных государств, которые становятся все «настойчивее», пишет The Economist.
Турция оккупировала часть Сирии, направила войска в Ливию, помогла Азербайджану победить Армению. Иран поддерживает вооруженные формирования, выступающие за сирийского диктатора. Пакистан помог Талибану захватить Афганистан. Беларусь принудительно посадила самолет, чтобы задержать журналиста, а сейчас организовала миграционный кризис на польской границе. Саудовская Аравия «атакует» Йемен. На глобальную арену выходят меньшие страны. Они делают мир более запутанным и опасным.
Лидеры таких стран не всегда обладают полной свободой действий. Белорусский диктатор в последнее время стал российской марионеткой, у Пакистана огромные долги перед Китаем и все авторитарные страны опасаются прямого военного столкновения с Америкой.
Но в большинстве такие страны реализуют собственные планы, а не планы своих «великих государств-покровителей». Автократы продвигают то, что считают своими интересами или, во многих случаях, собственные эгоистические интересы.
Некоторые страны обеспокоены национальной безопасностью. Турция хотела создать буферную зону в Сирии, чтобы остановить курдов, которые создают базы у ее границы. Пакистан боялся влияния Индии в Афганистане. Египет вмешивается в Ливию, потому что хочет избежать хаоса в этой стране. Но все же распространены и другие мотивы.
Некоторые лидеры, в основном автократы, вмешиваются в дела других стран, чтобы отвлечь внимание от проблем дома. Президент Турции фактически спровоцировал экономические проблемы и политические репрессии, но население страны постоянно видит его «победы», ярко изображаемые в СМИ.
Также лидеры Саудовской Аравии, Ирана, Египта и Пакистана скрывают свои недостатки за «поддержкой национальных интересов».
Прибыль играет свою роль. Некоторые лидеры предлагают оружие и ссуды странам, охваченным войной, понимая, что их компании будут первыми в очереди на контракты. Финансовыми бенефициарами часто становятся именно «друзья» автократов.
Последним мотивом, и, возможно, самым важным, является то, что автократы, как правило, поддерживают других автократов. Лидеры Кубы имеют мало общего с иранским режимом, но все они поддерживают Венесуэлу. Оказавшиеся под американскими санкциями режимы налаживают торговлю друг с другом, чтобы выжить.
Автократы обмениваются советами о том, как разгромить демократов и организовать переворот. Иногда все эти мотивы совмещаются. Автократ может отправить войска в помощь другому автократу, а затем оформить это как отечественную войну.
Результаты часто бывают катастрофическими. Некоторые автократии поддержали режим президента Николаса Мадуро в Венесуэле, при этом режим настолько коррумпирован, что экономика страны сократилась на 75%. В Эфиопии оружие и деньги от автократических партнеров дали тамошнему премьер-министру Абию Ахмеду уверенность в войне с внутренними повстанцами, что повлекло десятки тысяч смертей и заставило миллионы людей покинуть свои дома. Во всем мире уничтожение американских гарантий безопасности побуждает демократические страны с большим страхом смотреть на своих традиционных врагов.
Все это принесло плохие последствия для глобальной стабильности. Каждый случай отличается, но большинство таких «упорных» автократических стран обнаружат, что расходы на агрессивный курс превосходят выгоды. Владение жесткой силой стоит дорого.
Турция получила территорию, но отдалила почти всех своих союзников. Саудовская Аравия застряла в конфликте с Йеменом. Миссии ОАЭ провалились не только в Йемене, но и в Ливии. Пакистанские полковники радовались поспешному решению президента США Джо Байдена о выходе войск из Афганистана. Талибы «дружат» с Пакистаном, но враждебны к Индии. Однако новые лидеры Кабула не умеют управлять страной. Афганистан испытывает экономический крах, а безжалостный подход талибов может спровоцировать новую войну.
Люди, управляющие всеми этими странами, несомненно видят вещи по-другому. Автократы любят иметь внешнего врага, иногда даже верят собственной пропаганде. Они будут продолжать свою агрессивную политику. Но они часто ошибаются, как это делают даже великие государства, и, в конце концов, это может их разрушить, резюмирует издание.
Три четверти людей мира живут в странах, где свобода и демократия стремительно приходят в упадок. Это один из мрачных выводов в ежегодном отчете международной правозащитной организации Freedom House, базирующейся в Вашингтоне. Отчет ознаменовал 15-й год подряд глобального демократического отступления - "длительный демократический спад", который только усугубляется.