UA / RU
Поддержать ZN.ua

Агрессия России касается не только Украины — FT

Кремль пытается использовать неоднозначное представление европейских стран о давлении Москвы.

Через 30 лет после начала Югославских войн западный альянс снова столкнулся с возможностью эскалации вооруженного конфликта на периферии Европы. Россия Владимира Путина стянула войска к границе Украины. Во всем этом есть элемент дежавю. Однако в большинстве ключевых аспектов сегодняшняя ситуация другая, чем было три десятилетия назад, пишет Financial Times.

В 1990-х годах США не хотели участвовать в прекращении кровопролития на Балканах. Однако чувство победы в холодной войне и сотрудничество с европейскими союзниками заставили Америку вмешаться с чувством ответственности.

Деморализованная и почти обанкротившаяся постсоветская Россия держалась на дистанции, но давление со стороны Москвы помогло заставить сербского диктатора Слободана Милошевича вывести свои войска из Косово, что остановило «воздушную войну» НАТО против Белграда. Германия решила принять участие в этой операции только после тяжелой дискуссии о том, позволяет ли ей собственная история сделать это.

Сегодня администрация президента США Джо Байдена заявляет, что твердо привержена безопасности Европы и суверенитету Украины. Однако Америка пострадала от политической поляризации, а Байден болезненно осознает свое ограниченное влияние на электорат, который уже устал от войны и не доверяет политикам.

Несколько приверженцев жесткой политики, оставшихся в Вашингтоне, сосредоточены на Китае. «Внешнеполитическая сдержанность» все чаще получает благосклонность обеих партий в США. Хаотический вывод войск из Афганистана нанес ущерб позиции Америки в мире и подорвал сплоченность НАТО.

Между тем, Россия помогает Беларуси использовать мигрантов как оружие против ЕС. Российский «Газпром» не выполняет свои обязательства по заполнению хранилищ газа в Германии, несмотря на ограниченные поставки и резкий рост цен. Недавно Путин назвал «геноцидом» боевые действия на Донбассе, где Россия с 2014 года ведет войну, унесшую более 13 тысяч жизней.

Требования Путина по гарантиям безопасности фактически означают вето на дальнейшее расширение НАТО, а также предполагают вывод войск альянса из территорий бывших советских стран.

Требования Кремля касаются не только Украины. По сути Россия расширяет сферу интересов, которая начинается на восточной границе Германии, а отказ от ядерного оружия в Европе — неприемлемое предложение для Запада. Даже если это просто подвох, направленный на дипломатические переговоры или переворот в Киеве, это очень рискованно.

В этом году также исполняется 30-летие распада Советского Союза. В недавно выпущенном в эфир документальном фильме Путин назвал это событие гибелью «исторической России», добавив, что тогдашний кризис якобы заставил его подрабатывать таксистом. В статье, опубликованной в июне, Путин отрицал украинскую государственность. Российская прокуратура решила заблокировать правозащитную группу «Мемориал», занимающуюся документированием преступлений сталинизма. Путин, возможно, собирается переписывать историю.

НАТО и ЕС ответили обобщенным предложением диалога, а также предупредили Россию о «массовых последствиях и серьезных потерях», если она начнет военное наступление против Украины. Такая стратегическая двусмысленность могла быть «умышленной», чтобы не стать поводом для эскалации. Это также может быть попытка скрыть разногласия в Европе.

Премьер-министр Италии Марио Драги выразил скептицизм по поводу возможного российского вторжения, тогда как министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис утверждает, что Москва «действительно готовится к войне».

Что касается Германии, то время, когда она могла использовать свою историю как повод остаться в стороне, давно прошло. Влиятельное европейское государство важно для усилий Запада, направленных на сдерживание Путина.

Любые потенциальные действия Запада – санкции против российских компаний, исключение РФ из системы платежей Swift, блокировка газопровода «Северный поток-2» станут финансово и политически невыгодными для нового правительства канцлера Олафа Шольца.

Но какая альтернатива? По словам Путина, война в Европе. Югославские войны продолжались десять лет и унесли около 140 тысяч жизней. Балканы до сих пор остаются проблемным регионом.

Однако Путину следует помнить, что две из шести бывших республик коммунистической Югославии сейчас входят в ЕС, четыре – в НАТО. Милошевич же оказался перед Трибуналом ООН в Гааге, резюмирует издание.

Читайте также: Кремль пытается вести переговоры с Вашингтоном за спиной союзников США — The Washington Post

ZN.UA предлагает читателям поразмышлять над тем, что ждет Украину в среднесрочной перспективе и к чему стоит готовиться уже сейчас: