UA / RU
Поддержать ZN.ua

Агенты по недвижимости в Лондоне помогают чиновникам России отмывать деньги – Newsweek

Британское законодательство обязывает агентов сообщать правоохранителям о клиентах с подозрительными деньгами, но они этого часто не делают.

Цифры в статистике по мировой коррупции ошеломляют. Ежегодно в мире подкупные чиновники воруют у своих стран триллион долларов.

Эти деньги не могут просто "лежать под подушкой". Их нужно во что-то вложить, потратить. Поэтому коррупционеры анонимно отмывают их через покупку дорогой недвижимости в Великобритании, в которой каждого месяца наблюдается вливание 1,5 миллиарда долларов неизвестного происхождения. И чаще всего такие деньги приходят именно из России.

Об этом на страницах Newsweek пишет Аманда Абрамс напоминая о журналистское расследование "From Russia with Cash", в котором британские репортеры представляют из себя российских чиновников Бориса и Настю, чтобы разоблачить оборот незаконно полученных денег на лондонском рынке недвижимости. Исследователи снимают скрытой камерой свои переговоры с агентами дорогой недвижимости в центре столицы Великобритании

"Не нужно, я думаю, объяснять, что эти деньги - из бюджета России", - признается в Борис.

При этом он подчеркивает, что дорогие квадратные метры не должны быть каким-то образом официально связаны с его именем. И лондонских агентов по недвижимости все эти условия устраивают. Несмотря на то, что клиенты фактически признаются в том, что они мошенники, продавцы дорогой недвижимости спокойно продолжают разговор о продаже недвижимости. Обозреватель замечает, что такое поведение можно было бы оправдать в США, где законодательство не обязывает агентов сообщать правоохранителям о своих подозрениях относительно денег, которые предлагает клиент. Но в Великобритании существует закон, который требует составлять "Доклад о подозрительной активности" Национальному агентству по вопросам преступлений.

Обозреватель замечает, что, конечно, расследование, проведенное британскими репортерами, не такое глубокое, как хотелось бы и ограниченное только тайно снятыми разговорами. Однако оно хорошо иллюстрирует, как мир коррупции на самом деле функционирует в мире. Чиновникам нужно безопасное место, чтобы спрятать ворованные деньги. И рынок недвижимости вместе с бюрократией на сегодняшний день – это самые большие инструменты в их руках.

Лондон – самое популярное место среди коррупционеров. На втором месте – американский Нью-Йорк, а на третьем – Майами. В британском расследовании один из агентов по недвижимости признается, что "более 80% клиентов – это иностранцы. А 50-60% - это те, кто хочет анонимность при покупке". Часто для того, чтобы избежать упоминания имени коррупционера используют фиктивную компанию в одном из мировых оффшоров. Такие соглашения бьют по жителям этих городов, так как цена недвижимости растет. Но главное, что схемы отмывания коррупционных денег продолжают действовать и никто их не проверяет.

"И именно поэтому требование к британским агентам докладывать о подозрительных покупателях очень критичное: оно может остановить поток незаконно полученных денег в Лондон", - говорится в статье.

"Все дело в тех, кто позволяет этой схеме продолжаться. Мы не можем заставить российских чиновников прекратить обворовывать свою страну, но мы можем не позволить им прятать украденное", - говорит британский журналист Роман Борисович, который в эксперименте представлял из себя российского чиновника Бориса.

Эксперт Бен Джуда вспоминает опыт времен Викторианской эры, когда уличная преступность в Лондоне процветала. Но когда оборот краденых вещей начали жестко отслеживать, преступность резко сократилась. По его словам, Запад должен рассматривать дорогую недвижимость, купленную на незаконно полученные средства, как "кровавые имения" по аналогии с "кровавыми бриллиантами", которые финансируют войны в Африке.

Украинская журналистка Наталья Седлетская, которая в эксперименте изображала россиянку Настю, напоминает о деньгах, которые были украдены из бюджета Украины бывшим президентом Виктором Януковичем и его окружением.

"Ни один доллар не вернулся в украинский бюджет. Были введены санкции против Януковича, но наши правоохранительные органы отказываются сотрудничать. Поэтому и деньги, которые были отмыты через банковскую систему США, невозможно вернуть. Вот почему наша страна до сих пор такая бедная", - считает она.

Читайте также: В Антикоррупционном бюро показали образцы экипировки бойцов Управления спецопераций

Борисович, Джуда и Седлецкая собираются начать международную антикоррупционную кампанию совместно с правозащитниками Transparency International и Global Witness, которая нацелена на то, чтобы заставить правительства бороться с отмыванием краденых денег через покупку недвижимости.

В это же время, Украина не очень успешно пытается бороться с коррупцией внутри страны. Необходимые антикоррупционные ведомства были созданы. 30 ноября сообщалось, что антикоррупционным прокурором был назначен Назара Холодницького. Но это пока не дало ощутимых результатов.

В свою очередь посол США в Украине Джефри Пайетт недавно тоже призывал україську власть:"Больше реформ, меньше политики". Об этом он написал на своей странице в Twitter после того, как в Верховной Раде произошла драка, а президент Украины, председатель парламента и премьер-министр выступили после него с совместным заявлением о политическом единстве.

Со своей стороны, правозащитники назвали основные недостатки судебной реформы. Как пишет в статье для ZN.UA правозащитница, координатор Евромайдана SOS Александра Матвийчук, ряд ключевых вопросов вообще вынесены за рамки Конституции. Создается впечатление, что члены Конституционной комиссии не договорились, а потому выбросили из текста изменений положения о регулировании судоустройства, дисциплинарной ответственности судей, судейском самоуправлении и т.п.