UA / RU
Поддержать ZN.ua

За год эпидемии ковида число случаев домашнего насилия в Украине выросло вдвое – Мамедов

По словам заместителя генпрокурора, украинцы перестают относиться к насилию как к «бытовым разборкам», и все чаще обращаются за защитой.

Ежегодно жертвами преступлений становятся более пяти тысяч детей, и количество правонарушений против несовершеннолетних – растет, отмечает в беседе с «Цензор.Нет» заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов. В I квартале этого года их стало больше 14%, тяжких и особо тяжких (изнасилования, сексуальное насилие, убийства) – на 32%.

В Украине сложная экономическая ситуация и эпидемия коронавируса привели к росту случаев домашнего насилия в украинских семьях. В 2019 году было зарегистрировано 2 554 случаев, в 2020 – уже 3 972 (+56%) и за 1 квартал этого года – 1 268 – треть от прошлогоднего показателя.

При этом, по словам Мамедова, философия общества постепенно меняется, все больше украинцев сознают, что домашнее насилие незаконно и аморально, и обращаются за защитой.

«Домашнее насилие – это не проблема семьи, это проблема общества и безразличие. Если общество считает, что насилие в семье было, есть и будет и это банальное выяснение отношений, то проблема никуда не денется. Один раз поднявший руку, будет чаще это делать, потому что наказания не последует, и он это знает», - поясняет прокурор.

Среди пострадавших –  89 детей, за предыдущие два года речь идет о почти 390 жертвах домашнего насилия. По данным Минсоцполитики, за последние несколько лет зафиксировано более двух тысяч случаев домашнего насилия над детьми – телесные повреждения, побои, истязания.

«Эти преступления, как и любые другие, где дети-жертвы, латентны, то есть скрыты. Пострадавшие дети не способны себя защитить и самостоятельно не обращаются за помощью, например, из-за страха мести», - добавляет он.

По словам заместителя генпрокурора, в 70% случаев службы по делам семьи и молодежи, которые должны реагировать на сигналы насилия, мониторить семьи в сложных жизненных обстоятельствах, не делают этого.

В Офисе генпрокурора планируют изучить расследование дел о домашнем насилии за последние два года и принять координационные меры. Кроме того, прокуроры хотели бы получить доступ к Реестру случаев домашнего насилия, где должны фиксироваться правонарушители – он ведется в Минсоцполитики уже третий год.

«Реестр был бы нам в помощь и в плане систематичности совершения преступления, и анализа ситуации. Ведь один из проблемных вопросов, возникающих во время досудебного расследования этой категории дел, является установление и доказывание систематичности. Часто родители или сожители мирятся, заявление отзывают, меняют показания и по сути обидчик ребенка остается безнаказанным», - объясняет собеседник журналистов.

По словам Мамедова, сейчас, впервые за годы независимости, несмотря на ратификацию Конвенции ООН по правам ребенка и обязательства по имплементации международных стандартов, Офис генпрокурора уделяет такое внимание детям-жертвам и актуализировал эту тему в обществе.

Сейчас прокуроры работают над имплементацией системы ювенальной юстиции на все государственные органы и запуском дружественного ребенку правосудия. Ее мини-модель уже создана и тестируется.

Система должна полностью закрыть весь спектр вопросов, связанных с охраной детства и соблюдением прав ребенка, а также заниматься другими правонарушениями в сфере: незаконной продажей или сдачей в аренду земли учебных заведений, махинациями с бюджетными деньгами на покупку жилья для детей-сирот.

По мнению прокурора, с детьми должны работать только ювенальные прокуроры, следователи, судьи, адвокаты, психологи, педиатры. В центрах для детей-жертв насилия будет действовать модель, когда ребенку сначала оказывается медицинская и психологическая помощь, а потом уже подключается следствие.

Говоря о насилии над детьми в домах семейного типа, интернатах, заместитель генпрокурора отметил, что наиболее распространенными из них являются причинение телесных повреждений, побоев, истязание, изнасилование, сексуальное насилие и тому подобное.

«Все эти преступления совершаются из-за отсутствия надлежащего контроля за соблюдением прав и интересов детей в таких спецучреждениях со стороны служб по делам детей на местах. Бесконтрольные условия содержания и воспитания несовершеннолетних, переданных в семьи опекунов, не уделяется должного внимания и процедуре выбора попечителей и воспитателей», - перечисляет прокурор.

Все это приводит к появлению таких печальных историй, как в одесском «Свитанке», к тому, что приемные отцы насилуют своих несовершеннолетних детей, а дети, которые находятся под опекой, совершают суициды.

За два последних года правоохранители открыли более 100 уголовных производств. Но было бы хорошо, если бы велась системная и аналитическая работа и по этому направлению, считает заместитель генпрокурора.

Читайте также: За три месяца поступило более 5 тысяч жалоб на домашнее насилие

За последние несколько лет в Украине произошли большие позитивные сдвиги в противодействии домашнему насилию. Это не только закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 2017 года и ряд подзаконных актов для его имплементации. Что еще нужно сделать на этом пути, читайте в статье Галины Скипальской «Домашнее насилие» в ZN.UA.