Война, которую развязала Россия, разрушила жизнь многим украинцам и оставила след на каждом из нас. Психологи рассказали, как общаться с людьми, пострадавшими от войны и теми, кто вынужден был покинуть свой дом, пишет «Социальная информационная платформа».
По словам психолога Марии Яцухненко, самое важное в разговоре с незнакомым человеком – понимать: мы не знаем, на каком этапе проживания травматического события оно сейчас – в остром стрессе, потере, травме.
«Поэтому в любом случае будьте искренними (это сразу чувствуется) и четкими в своих словах. Попытайтесь избегать двузначных фраз. Если видите, что человек в ступоре или вас не понял — переспросите, все ли в порядке, и не нужно ли объяснить что-нибудь еще раз. Если человек стал рассказывать о своем опыте, послушайте столько, сколько можете. Вероятно, она хочет выговориться и быть замеченной – это тоже одна из попыток адаптации к новой среде, способ найти себе место», – советует психолог.
Во время разговора с человеком о войне следует избегать категорических суждений, которые могут добавить ему стыда, страха или вины: «А чего же вы раньше не уехали?», «А как же вы там родителей оставили?», «И вы не боитесь за свой дом?». Лучше не говорить фразы, которые могут восприниматься как обесценение или неправда: «Не жалуйтесь», «Не преувеличивайте», «Ну вот там людям еще хуже было», «Вы должны быть сильным ради детей, мужа, родителей», «Я вас понимаю», «Было бы чего так реагировать», «Все будет хорошо».
Эксперт советует не акцентировать внимание на эмоциях и не спрашивать о них («А вам было страшно?», «А вы думали, что умрете?», «А вам было жалко оставлять дом?»). Таким образом создается ситуация, в которой легко «провалиться» в травмирующие переживания. В то же время в подобных ситуациях людям очень важна поддержка окружающих. Это можно сделать, сказав: «Я с вами здесь, я рядом», «Вы делаете достаточно», «Мне жаль, что вам сейчас больно», «Я вам сочувствую», «Вы делаете лучшее из возможного», «Я вас поддерживаю ».
Какие правила следует соблюдать в разговорах с детьми
Детский психолог Марианна Новаковская отмечает, что в разговорах с детьми очень важно дать им чувство безопасности. Дети должны быть уверены, что у взрослых они получат ответ. Важно не отвлекаться, не говорить «успокойся», а дать правдивый ответ в соответствии с возрастом.
Следует быть готовым и к тому, что придется проговаривать ребенку рутинные вещи. Напоминать ему, кто рядом, к кому можно обратиться за поддержкой. Проговаривайте адрес, кого из взрослых и где можно найти, если ребенок оказался сам.
«С четырех-пяти лет дети могут приходить с вопросами о войне, насилии. Детям такого возраста важно давать информацию кратко. Отвечать именно на тот вопрос, который задает ребенок. Не поднимать аспектов, о которых ребенок не спрашивает. Детям младшего подросткового возраста тоже следует давать ответ именно на заданный вопрос. Но надо быть готовым, что дети младшего подросткового возраста и подростки могут иметь свою точку зрения и поделиться ею. Непременно нужно давать им такую возможность», – рассказала эксперт.
В общении с подростками следует быть внимательными. Иногда вопросы, которые они задают, могут загонять в тупик. Тогда важно честно об этом сказать: «Я сейчас не знаю ответа, дай мне немного времени». Или можно сесть вместе поискать информацию в интернете. Можно поделиться высказываниями авторитетных для взрослого лидеров мнений. Информационное поле — бездонное, а критическое мышление у подростков еще бывает не сформировано.
Гибель одного из близких – большая травма для ребенка. В таких обстоятельствах важно, чтобы с ним оставался кто-нибудь более или менее стабильный. Именно благодаря этому человеку ребенок может чувствовать, что его мир не развалился полностью. Нужно горевать, плакать, разрешать и не останавливать эти проявления, вспоминать, говорить столько, сколько ему нужно. Много обнимать. Вспоминать весь род, тех, кто метафорически стоит за нами, как ангелы-хранители. Рассказывать, что делают те, кто сейчас с ребенком, чтобы укреплять безопасность и родственные связи.