UA / RU
Поддержать ZN.ua

Власть вряд ли решится на принудительное объединение громад до выборов - опрос

По сути, произошел ожидаемый "технический дефолт" объединения громад. Соблюсти все необходимые процедуры и добровольно объединиться не успеют даже те, кто хочет.

Процесс объединения громад будет продлен и после выборов, считают большинство опрошенных ZN.UA политиков, глав ассоциаций городов и советов разных уровней.

ZN.UA опросило политиков, которые по мере своей компетенции, будут влиять на ситуацию. В их числе - сам президент, премьер-министр, спикер ВР, главы парламентских фракций, групп и профильного комитета, главы непарламентских (но имеющих представительства на местах) партий, руководители ассоциаций городов, а также сельских, поселковых, районных и областных советов.

Одним из ключевых пунктов анкеты можно считать вопрос о существовании проблемных точек реформы, требующих дополнительного согласования. Основная - сроки проведения реформы, в том числе административно-территориальной.

Скорее всего, процесс объединения громад не будет окончен до выборов. Ответы на вопрос: сумеют ли добровольно объединиться громады, как то предписывает закон "О добровольном объединении громад", обнажили проблему.

Так, практически никто не выразил надежды на то, что объединятся все громады. В то же время, весомая часть опрошенных сочли, что большинству громад добровольное объединение окажется под силу.

Показательно, что среди таких оказались люди, представляющие политические платформы президента и премьера - Виталй Кличко (УДАР), Юрий Луценко (БПП), Андрей Тетерук ("Народный фронт"), премьер Арсений Яценюк, заместитель главы АП Виталий Ковальчук. Последний заявил, что "для этого созданы необходимые законодательные предпосылки и стимулы".

Но здесь (в этой самой оптимистичной точке) реформу подстерегает одна из ключевых опасностей - популизм, нежелание реально смотреть на вещи.

Опасность эта - серьезная, потому как она, во-первых, сильно заметна тем, кто болеет за реформу и готов воспринимать горькую правду, чтобы принимать верные решения. Во-вторых, подобная игра в реформу с широко закрытыми глазами, добавляет шансов ее противникам. А их достаточно.

Итак, 12 опрошенных считают, что добровольно объединится лишь малая часть громад. В их числе - Юрий Бойко (Оппозиционный блок", Сергей Власенко ("Батьківщина"), Анатолий Гриценко ("Громадянська позиція"), Игорь Еремеев ("Воля народу"), Олег Ляшко ("Радикальная партия"), Олег Тягнибок "Свобода"), Виталий Хомутынник, С.Чернов. И, надо отдать им должное, глава Конституционной комиссии Владимир Гройсман и вице-премьер Зубко - оказались в этой компании.

"На первых этапах объединится только малая часть. Далее примеры успешных громад будут стимулировать другие громады. Опыт всех стран свидетельствует о том, что это – длительный процесс" - заявил Гройсман.

Ответив на наши вопросы, спикер сразу же публично озвучил вариант проведения местных выборов с каденцией избранных органов власти на 2 года. Речь о некоем компромиссном варианте, который необходим власти. Так как, по сути, произошел ожидаемый технический дефолт объединения громад. До старта кампании (а в середине июля ЦИК начинает формировать округа) не успеют соблюсти все необходимые процедуры и добровольно объединиться даже те, кто хочет. Что должна была власть делать в таком случае с реформой, задекларированной на всех уровнях?

На самом деле в распоряжении реформаторов было не так много вариантов:

  1. 1. Жеский сценарий и оперативно-принудительное объединение громад.

Действительно есть часть людей, поддерживающих стремительную реформу. В их числе почти все главы ассоциаций - П.Козырев (Ассоциация малых городов), М.Питцык (Ассоциация городов Украины) и С.Чернов (Ассоциация областных и районних советов).

Более того, на вопрос, допускают ли они волевое объединение, они же, вместе с главой фракции "Самопомощи" Олегом Березюком, дали утвердительный ответ.

Однако, 15 опрошенных нами представителей всех ветвей власти отрицательно ответили на этот вопрос. Таким образом, очевидно, что для подобных радикальных решений власть слаба. А в силу скорого старта избирательной кампании - еще не решительна.

2. Перенос выборов на срок проведения децентрализации власти и административно-территориальной реформы.

Только три участника проекта - Гриценко, глава Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов Н.Фурсенко и С.Чернов допускают такое развитие событий. Те же А.Гриценко, С.Чернов, П.Козырев и В.Кличко выразили готовность перенести выборы по примеру Польши, чтобы успеть закончить реформу.

9 опрошенных сочли проведение выборов одной из главных основ народовластия. Пятеро - В.Гройсман, И.Еремеев, Ю.Луценко, М.Питцык и А.Яценюк - заняли позицию "Выборы не переносить. Однако там, где громады объединятся, - проводить их на новой основе, где не успеют - на старой. При этом дать право громадам, которые будут объединяться, на проведение внеочередных выборов уже на новой территориальной основе".

Читайте также: Президент допустил повторные местные выборы после децентрализации

Собственно, из этого промежуточного варианта и были сформированы нормы, которые легли в проект Конституции, поданный в ВР президентом и которые и позволяют власти красиво переформатировать сроки проведения реформы

То есть речь идет о третьем варианте реформы, обрезающем каденцию местных органов власти, которые будут избраны в этом году. Что уже отображено в переходных положениях проекта Конституции, определившего дату очередных выборов на октябрь 2017 года.

Подробности читайте в проекте "Децентрализация: сверяем часы" на сайте ZN.UA.