UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Украине затраты на суды, из расчета на одного жителя, существенно ниже, чем в среднем в Европе 

Без достаточного бюджета судебная система не может выполнять свои основные функции.

Кандидат юридических наук Сергей Козьяков в материале «Европа сравнивает системы правосудия: действительно ли Украина отстает?» попытался встроить статистику отчета Европейской комиссии по вопросам эффективности правосудия (CEPEJ) за 2019–2020 гг. в контекст реформы украинского правосудия, которое пытается избавиться от коррупции и стать более эффективным. В отчете CEPEJ отмечается, что без достаточного бюджета судебная система не может выполнять свои основные функции, поскольку доступ к правосудию должен быть равен всем гражданам, и эти гарантии невозможно обеспечить без надлежащего бюджета.

Одной из целей Отчета об оценке CEPEJ является описание и анализ «бюджета, выделенного на систему правосудия», как это определено CEPEJ, а именно бюджетов, выделенных на суды, прокуратуру и бесплатную правовую помощь. Эти три элемента обеспечивают основу для последовательного сравнения между государствами и субъектами.

В Украине в последние годы очень усилились дискуссии между представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти относительно объемов финансирования судебной системы. Три ветви власти перманентно не могут договориться даже об общих параметрах и направлениях финансирования. Именно поэтому методология, реальные примеры отдельных стран и выводы могут быть полезны в Украине.

Козьяков объясняет, что государства (Украина также) тратят средства из бюджета правосудия (и судебной власти, в частности), на основе своих финансовых возможностей и политических приоритетов.

По его словам, в Украине затраты на суды в расчете на одного жителя существенно ниже, чем в среднем в Европе.

Например, европейские страны тратили в среднем почти 1,1 млрд евро на свои судебные системы, что составляет 79 евро на жителя (на 7 евро больше, чем в 2018 году) и 0,35% ВВП.

В среднем, 66% этого бюджета выделяется на суды, 24,5% - на органы прокуратуры и 9,5% - на (бесплатную) правовую помощь. Швейцария и Монако тратят больше всего на жителя (217 и 199 евро), в отличие от Грузии (8,7 евро) и Азербайджана (9,6 евро), тогда как Черногория и Босния и Герцеговина выделяют на судебную систему самый высокий процент от ВВП (0 ,80 и 0,73%), в отличие от Норвегии (0,17%), Дании и Люксембурга (0,17%).

В 2020 году подавляющее большинство государств расширило бюджет, выделенный на судебные системы (в среднем на 8%). Самый высокий процентный рост, в среднем на 12%, зафиксирован для бюджета прокуратуры.

«В Украине затраты на суды, из расчета на одного жителя, составляли 12,53 евро, на бесплатную правовую помощь — 0,5 евро, что значительно ниже, чем в среднем в Европе», - отмечает автор.

По мнению Козьякова, можно сделать общий вывод, что европейские страны с более высоким ВВП на душу населения инвестируют больше на одного жителя в судебных системах. И, наоборот, менее зажиточные страны выделяют больше бюджета в процентах от ВВП, демонстрируя более значительные бюджетные усилия для своих судебных систем. 

«Это дает возможность странам из второй группы более гибко действовать в сторону увеличения или уменьшения уровня финансирования судебной системы, независимо от повышения уровня доходов населения», - объясняет автор.

Читайте также: Судебная реформа. С какими рисками идет процесс формирования ВСП

Ранее сообщалось, что в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О судебном сборе» об изменении минимального и предельного предела ставок судебного сбора за представление в суд отдельных процессуальных документов». Проект предусматривает резкое повышение существующих ставок судебного сбора, уплачиваемых при подаче в суд исковых заявлений, и введение новых.

Кроме того, депутаты хотят отменить льготы для некоторых категорий граждан при уплате и взыскании судебного сбора.