Уровень знаний украинских студентов выше, чем у их сверстников на Западе. Но качество образования, которое дают наши университеты, все равно должно быть лучше, пишет Михаил Винницкий в статье «Высшее образование в Украине: качественные знания, но без эрудиции» для ZN.UA. Он объяснил, что высшее образование должно формировать эрудированную личность.
«Уровень знаний наших бакалавров почти без исключения выше уровня знаний у их коллег, аналогичных по возрасту, на Западе. Это наблюдение уже много раз подтверждено успехом выпускников украинских бакалаврских программ, вступающих на магистерские программы в ЕС. Но очевидно также, что в моих выступлениях кое-что остается недосказанным, ведь качество образования, которое предоставляют даже наши ведущие университеты, желает лучшего», – пишет автор.
Он добавил, что качество образования (а не только обучения) измеряется не уровнем знаний, а скорее эрудицией выпускника: его способностью выразиться (устно и письменно), критически мыслить, его начитанностью, глубиной и шириной понимания мира, в котором живет.
«Речь точно не идет только о компетентности, которая релевантна для рынка труда. Речь также не идет об узкопрофильных знаниях, которые формируют базу для дальнейшей научной деятельности. А речь идет о навыках лидера, интеллектуала, личности, способной к самоадаптации, с мировоззренческой базой, на которую со временем будет наслаиваться мудрость», – отметил Винницкий.
По словам автора, если целью высшего образования считать именно формирование эрудированной личности, «то, наверное, где-то педагоги несколько промахнулись». В частности, в процессе реформирования высшего образования, определение качества в терминах эрудиции (мировоззрения, сложившейся личности) утрачено.
«А возможно, его и никогда не было… В сегодняшнем мире высшее образование часто рассматривается исключительно как инструмент улучшения жизненных шансов, как инвестиция в будущую карьеру. В таких условиях ударение ставится на обеспечение адекватного уровня знаний по специальности (и соответствующих навыков), но эрудированность выпускника точно не гарантирована. И именно это наблюдается в Украине: высокое качество «обучения», но совсем недостаточный уровень качества формационного образования – того, которое обеспечивает эрудицию, мировоззрение, «элитность» университетской подготовки», – указал автор.
Винницкий отметил, что такое обсуждение целей высшего образования в академической среде обязательно приведет к дискуссии вокруг идеи формирования эрудиции у студента. Такая миссия будет выбрана не всеми – что хорошо. Но то, что дискуссия актуальна – несомненно.
Ранее сообщалось, что обучение в онлайн-формате может проходить не только в школе или университете, но и в профессионально-технических образовательных учреждениях. В частности, нужно инвестировать в мероприятия по интегрированию онлайн-обучения в профессиональное образование.
В то же время 65% родителей украинских школьников выступают против дистанционного образования из-за низкого качества такого обучения. В то же время 50% семей, чьи дети или внуки ходят в школу, согласились с пользой дистанционки в борьбе с распространением коронавируса. Больше всего дистанционное образование не устраивает жителей сел (72%). В поселках городского типа и крупных городах поддержка дистанционного образования выше.