UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Украинские» корни Большого террора

Автор: Виталий Огиенко

Ежегодно в третье воскресенье мая в Украине чтят память жертв политических репрессий. В нынешнем году этот день приходится на 19 мая. В первую очередь под советским политическим террором мы подразумеваем Большой террор 1937–1938 годов. Тогда по инициативе коммунистического руководства и лично Сталина режим развернул самую масштабную кампанию массовых репрессий для ликвидации реальных и потенциальных «врагов народа». Никогда ни до и ни после того коммунистический режим настолько усердно не преследовал и целеустремленно не расстреливал так много своих граждан.

Читайте также: День памяти жертв голодоморов: история памятной даты

Своих жертв он преследовал и убивал среди всех возможных групп населения, выискивая их по национальным, политическим и социальным критериям. Насилие против них применял широчайшего спектра, включая убийства, депортации и аресты с последующим заключением. По оценкам историков, коммунистический режим на протяжении 1937–1938 годов арестовал 1,7 миллиона людей, из которых более 700 тысяч были расстреляны. Подавляющее большинство других отбыли разные сроки, в основном десять лет исправительных работ в лагерях.

Большой террор стал апогеем советского сталинского насилия, хотя, вполне вероятно, он мог бы еще усилиться, если бы не помешала Вторая мировая война. И это важный тезис, причем настолько, что является ключевым для пояснения самого явления, которое, кстати, не только простым людям, но и историкам трудно постичь. Если, конечно, не толковать все связанное с советским режимом как преступное, что вообще-то правильный, но часто недостаточный аргумент.

Непонятно, как Сталин и его режим пришли к этому крайнему насилию и зачем это было делать. Непонятна динамика этого насилия, и это проблема. Поэтому и возникают проблемы с коммуникацией этой истории с более широкой аудиторией, ведь простым людям часто невдомек, как можно уничтожить сотни тысяч людей вроде бы ни с того ни с сего.

Сталин делает доклад о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Общесоветском Съезде Советов. Москва, ноябрь 1936 года. Центральный государственный кинофотофоноархив Украины.

Еще один тезис, который особенно важно коммуницировать с украинской аудиторией, заключается в том, что украинский случай для объяснения генезиса сталинского насилия того периода — центральный. К сожалению, украинцам пришлось заплатить едва ли не самую высокую цену в то адское десятилетие, и об этом нужно помнить. На протяжении Большого террора в Украине были приговорены 198 918 человек, из которых около двух третей — к расстрелу.

Итак, Большой террор стал логическим продолжением и наивысшей точкой сталинского насилия. Он завершил или подвел черту под всей предыдущей борьбой режима против «врагов народа». Чтобы объяснить, при чем тут Украина и украинцы, проследим ґенезис сталинского насилия того времени и определим основные его закономерности.

Читайте также: Последнего расстрелянного в СССР бойца УПА реабилитировали

Социальные враги

Хорошо известно, что официально началом Большого террора стал оперативный приказ НКВД СССР №00447 «О репрессировании бывших кулаков, уголовных преступников и других антисоветских элементов» от 30 июля 1937 года. Симптоматично, что именно кулаков режим выбрал первыми в длинном перечне своих жертв. Настоящим приказом режим, так сказать, тестировал свою мощь против сильного, но уже покоренного врага. Кулаки уже были ликвидированы как класс, и приказом №00447 режим лишь добивал их остатки.

Не стоит напоминать, где «кулаки», то есть зажиточные и не очень хозяева, оказывали наибольшее сопротивление и что из того вышло. Главная битва между режимом и «кулаками» развернулась именно в Украине. Последние проиграли. В результате от Голодомора погибло 3,9 миллиона украинцев, а 800 тысяч украинских «кулаков» отправили в ГУЛаг.

Дальнейшие антикулаческие репрессивные кампании вытекают из личного убеждения Сталина, что не все кулаки уничтожены и депортированы во время коллективизации, а те, что находятся в лагерях, до сих пор представляют для советской власти серьезную опасность. К тому же арестованных в начале коллективизации кулаков должны были освободить в конце 1930-х годов, поэтому в дальнейших ударах по сельскому населению Сталин видел свой смысл.

Интересно, что большая часть репрессированных во время Большого террора кулаков приходилась именно на российские территории. В Украине село уже тотально усмирили, и необходимости преследовать уже уничтоженные общины не было, в отличие от других регионов, которые перенесли голод относительно безболезненно. Так или иначе, именно украинские «кулаки» и их сопротивление представляли для режима наибольшую опасность несколькими годами ранее. Да и вообще Голодомор можно толковать как один из самых масштабных экспериментов государства по перевоспитанию через труд, вероятно, самый ужасный из всех. Потому что главной целью режима было заставить украинцев работать бесплатно в колхозах, чего он и достиг, но лишь путем террора голодом. В этом смысле Голодомор стоит рядом с ГУЛагом, а хронологически даже перед ним.

Таким образом, террор против «кулаков» во время Большого террора был по сути завершением операции, которую режим начал во время коллективизации, и свою главную победу он получил именно в Украине в 1932–1933 годы.

Раскулачивание крестьян. Село Удачное Донецкой области, 30-е гг. XX ст. Фото Марка Железняка. ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Читайте также: С правом переписки

Национальные враги

Вторая особенность Большого террора — его направленность против национальных меньшинств. Собственно, эти репрессии удивляют чуть ли не больше всего, ведь советский режим всегда преследовал прежде всего социальных или классовых врагов. Но получается, что во время Большого террора внезапно изменил свою террористическую политику, да еще и так кардинально. Всего он убил 245–250 тысяч «национальных врагов», или почти третью часть всех своих жертв этого периода. Тогда же впервые массово применили депортацию компактных групп населения, преимущественно национальных меньшинств, — террористический инструмент, который Сталин применял позже, уже после Второй мировой войны, со страшным размахом. Но уже в 1935–1938 годы он депортировал 23 217 финнов, 70 тысяч поляков и немцев, 2500 иранцев, 172 тысячи корейцев, 2446 курдов, 8000 китайцев и других. Вследствие Большого террора некоторые нацменьшинства понесли очень значительные потери. Например, от террора погибли 16% от всех поляков в СССР. Арестовывали и, соответственно, расстреливали людей без каких-либо оснований, исключительно на основе их национальной принадлежности. Ни их прошлое, ни их поведение, ни мера лояльности к режиму не играли никакой роли. Целые народы стали считать враждебными и вредными, заслуживающими лишь наказания.

Впрочем, и эта террористическая трансформация не возникла на пустом месте. Коммунисты с момента прихода к власти в 1917 году начали преследовать, арестовывать и убивать представителей национальных меньшинств, которых называли «буржуазными националистами», однако эта политика никогда не была массовой, скорее, избирательной. Могли лишь считать некоторые народы или национальные меньшинства предрасположенными к национализму, в частности и украинцев. Настоящая же трансформация в направлении признания целых народов «вражескими» с дальнейшими репрессиями против них произошла опять-таки в годы коллективизации и Голодомора. Первыми жертвами смены этой политики стали казахи, которых от голода погибли около 1,5 миллиона, а вторыми — именно украинцы. Оба преступления имеют геноцидную суть, как, кстати, и все национальные операции НКВД. Именно с 1932–1933 годов началась этнизация террористической политики режима, пик которой пришелся на 1937–1938 годы. Как раз потому именно эти годы стали поворотными в национальной политике большевиков.

Коротко объясню эту трансформацию, которая привела к национальным операциям НКВД, на примере Голодомора, хотя казахский случай был на полгода раньше. До какого-то момента Сталин преследовал во время коллективизации преимущественно крестьян, но когда почувствовал, что сопротивление стало уж слишком яростным, то реинтерпретировал его. Он связал проблемы хлебозаготовки в Украине и на Северном Кавказе непосредственно с украинизацией и шире — с «национальной» природой украинцев. Большевики пришли к выводу, что сопротивление коллективизации в Украине было национально обусловленным, а причиной кризиса хлебозаготовки стало объединение трех факторов: «кулаков», местных коммунистов и украинских буржуазных националистов. Официальное обвинение звучало примерно так: все проблемы от кулаческого саботажа, чему способствовали малодушные или враждебно настроенные сельские коммунисты, которые подверглись губительному влиянию украинских националистов. Это они, украинские националисты, проникли в село и компартию и начали вести там подрывную деятельность изнутри. «Кулаки», более бедные крестьяне, украинские коммунисты, украинская интеллигенция — все вступили в организованный и неформальный сговор, чтобы сорвать хлебозаготовку и остановить политику коллективизации и индустриализации, а значит, нанести соввласти смертельный удар. Круг замкнулся, а врагом, которого надо было уничтожить, стал весь народ. Нечто похожее имело место и во время Большого террора, но теперь касалось немцев, поляков, латышей, литовцев, эстонцев, финнов, греков, румын, болгар, корейцев, китайцев и других. Лакмусовой бумажкой этой трансформации стала первая этническая чистка режима, которая произошла в декабре 1932 года. Тогда выселили почти всех жителей, а это более 10 тысяч человек, из казацкой станицы Полтавской на Кубани, заселенной преимущественно украинцами. Уже через несколько лет этнические чистки для режима стали нормой.

Читайте также: Как большевики уничтожили во время коллективизации ростки фермерства на Уманщине

Политические враги

Неотъемлемой составляющей Большого террора стало уничтожение политических врагов режима, среди которых можно выделить самих партийцев и спецслужбистов, в лояльности которых у системы возникли сомнения. Массовые аресты партийцев начались в июне 1937 года, а всего репрессировали около 100 тысяч человек, имеющих то или иное отношение к коммунистической партии, — рядовых партийцев, комсомольцев и незначительное количество партийных начальников. Конечно, это была не первая чистка коммунистической партии, но все предыдущие значительно уступали этой по масштабу и размаху.

Кроме одной, которая тоже касалась Украины, и опять-таки в 1933 году. Тогда коммунистическая партия большевиков Украины подверглась тотальной чистке. Вычищали и тех, кто как-то старался помогать голодающим украинцам, и тех, кто проявил какую-то слабость, и тех, кого подозревали в сочувствии «украинским буржуазным националистам». С декабря 1932 года до октября 1936-го численность КП(б)У сократилась на 112 тысяч человек. В республике заменили 70% председателей райисполкомов и 60% председателей сельсоветов. Конечно, чистка партийцев из Украины имела и другую, национальную, окраску, ведь на рубеже 1932–1933 годов высшее руководство решило, что и партийная организация в Украине тоже инфицирована бациллой контрреволюции наряду с крестьянством и украинской интеллигенцией. Украинских партийцев в то время не убивали, а просто вышвыривали из партии и с работы только для того, чтобы уничтожить несколькими годами позднее. Кстати, с украинской творческой элитой было то же самое. Почти всех представителей Расстрелянного Возрождения начали терроризировать, а то и арестовывать еще с 1930 года, пока окончательно не расправились с ними во время Большого террора.

Лесь Курбас в ходе следствия. Харьков. 28 декабря 1933 года. Фото: territoryterror.org.ua.

Украинский писатель, режиссер и драматург Николай Кулиш, арестованный в декабре 1934 г., расстрелян 3 ноября 1937 г.

Читайте также: От Голодомора больше всего пострадали Киевская и Харьковская области

Технологии Большого террора

Немало технологических коммунистических новаций, как лучше убивать, репрессировать и депортировать, тоже имеют отношение к коллективизации, Голодомору и Украине. Одной из таких новаций была так называемая тройка — учреждение, которое выносило приговоры «врагам народа и партии» по упрощенной процедуре. Указание о формировании троек появилось 10 июля 1937 года в решении политбюро. В состав тройки обычно входили начальник областного НКВД (председатель), областной прокурор и первый секретарь областного или республиканского комитета ВКП(б). Тройки рассматривали дела в закрытом режиме, без участия обвиняемого и защитника, конвейером, и, как правило, оперативно выносили самые суровые окончательные приговоры, которые нельзя было обжаловать. Бывало, что они рассматривали по сотне дел каждый день. Только во время первого года Большого террора, с июля по декабрь 1937 года, они приговорили к смертной казни 386 798 человек.

Но когда появились первые тройки? Создали их 10 марта 1933 года. Суды тогда просто не поспевали за наплывом репрессированных из Украины, поэтому понадобилось такое быстрое и эффективное изобретение советского судопроизводства. Напомню, что и сам ГУЛаг основали в 1930 году.

Читайте также: Путинский национализм стер память о кошмарах "ГУЛАГа" – The Guardian

***

Выводом о том, что истоки Большого террора 1937–1938 годов нужно искать в больших коллективизационных экспериментах Сталина несколькими годами ранее и массовом голоде, который они вызвали, наверное, никого не удивишь. Но мой тезис более конкретный. Контуры Большого террора 1937–1938 годов были начертаны именно в Украине. Более того, большой сталинский террор начался в 1932 году, а его кульминация в Украине пришлась на годы Голодомора. Сталин победил, а в 1937–1938 годы он лишь зачищал другую территорию и добивал других реальных и вероятных противников режима и несогласных. Его зацикленность на насилии над миллионами, лишенная очевидных мотивов, а значит, и смысла ради самого лишь сохранения власти, возникла или по меньшей мере получила импульс после его успешного уничтожения голодом людей в первую очередь в Казахстане и Украине. Во время Большого террора сохранилась и дуальность его репрессий, которая начала формироваться раньше, — репрессии были направлены против «кулаков» и национальностей.