UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина покончила с тайными расходами правительства, но производители вакцин требуют их снова засекретить – New York Times

Производители вакцин против коронавируса настаивают на том, что сделки составляют коммерческую тайну. Таким образом нельзя будет сравнивать цены на одну и ту же вакцину для разных стран.

После революции семь лет назад украинцы выявили, что их свергнутый президент на государственные деньги построил себе гигантский дворец с частным зоопарком, полем для гольфа и гаражом, полным старинных автомобилей. Для того чтобы предотвратить подобную коррупцию в будущем, в стране провели ряд реформ, включая обязательное обнародование почти всех государственных контрактов. Последнее делается для того, чтобы тайные откаты не попали в карманы высокопоставленных чиновников, пишет The New York Times.

Капитальные преобразования, которые многие считают редким успехом антикоррупционной борьбы в Украине, экономят десятки миллионов долларов на ежегодные медицинские закупки. Но для того, чтобы обеспечить поставки вакцин от коронавируса, Украина вынуждена была в значительной мере отказаться от такого правила. По словам украинского правительства, у них не было выбора, ведь этого требуют фармакологические гиганты, которые контролируют поставки 

Во время переговоров с национальными правительствами фармацевтические компании, в том числе Pfizer, Moderna и Johnson & Johnson, настаивали на том, что многие из условий сделок составляют коммерческую тайну и должны оставаться конфиденциальными. Такие меры подверглись жесткой критике со стороны организаций по защите здоровья. Последние заявили о том, что правительства, располагающие гораздо лучшими возможностями, чем Украина, были согласны на такую секретность. 

Такое требование затруднило работу украинского правительства и заставило отодвинуть на второй план одну из госкомпаний по закупкам, созданную для предотвращения взяточничества в медицинской системе.

“Это связано с чрезвычайно строгими правилами конфиденциальности и политикой неразглашения информации, которые закупочная компания не сможет соблюдать в соответствии с законодательством Украины”, - заявила замминистра здравоохранения Украины Светлана Шаталова.

Соглашения о неразглашении данных позволяют фармацевтическим компаниям вести переговоры о ценах, сроках поставках и других условиях для сделок с вакцинами. При этом правительства или граждане не сравнивают свои соглашения с договорами, заключенными с другими странами.

В декабре прошлого года европейский чиновник ошибочно разместил в соцсетях документ о закупки вакцины, но потом быстро его удалил. Согласно этому документу, Европейский Союз договорился о более низкой цене на вакцину Pfizer, чем правительство США. В частности ЕС закупил вакцину за 12 евро, или около 14,60 долларов за дозу, в то время Соединенные Штаты согласились отдать 19,50 долларов за каждую дозу вакцины.

В Украине до сих пор не было никаких признаков коррупции в сделке о закупке одной из вакцин. Кроме того, не было никаких признаков кражи денег в процессе закупки. Но, чтобы удовлетворить требования производителей вакцин о секретности, правительство было вынуждено противоречить политике чистого управления, которую Украину подтолкнули принять США и другие западные страны.

Во время заседания Кабинета министров Украины в этом месяце, правительство исключило из переговоров по закупке вакцины государственную закупочную компанию “Медицинские закупки Украины”, не предоставив полного объяснения. В то же время в Министерстве здравоохранения заявили, что вместо этого будут вести переговоры через международную некоммерческую группу Crown Agents, которая помогает развивающимся странам приобретать медикаменты. Заявление Шаталовой впервые связало изменения с требованиями производителей вакцин по поводу секретности.

В свою очередь директор “Медзакупки Украины” Арсен Жумадилов выступил против изменения. В интервью он сказал, что его организация была создана “в качестве гарантии” против сосредоточения в руках одного правительственного органа полномочий распоряжаться заказами лекарств на миллионы долларов. Ведь до революции медицинская система в Украине была рассадником коррупционных схем.

Украина уже закупила одну вакцину от коронавируса у китайской компании Sinovac. В этой сделке компания позволила украинскому правительству опубликовать некоторые условия соглашения. Согласно документу, цена для Украины составляет 18 долларов за дозу. Всего Украина должна получить 1,9 миллиона доз вакцин. При этом договор не раскрывает сумму, которую получила украинская компания-посредник “Лекхим”.

Читайте также: Новые штаммы коронавируса могут ослабить защитное действие двух вакцин

Начиная с весны 2020 года, министр здравоохранения Украины Максим Степанов заявлял, что ведет переговоры с производителями вакцин. За это время к декабрю прошлого года обеспечить население вакцинами смогли не только богатые Канада, США и страны ЕС. Договоры на предзаказ заключили, например, Эквадор, Коста-Рика, Панама, Ливан, Перу, Филиппины, Марокко.

Причем, как правило, каждая из стран имеет портфолио из вакцин, изготовленных по разным технологиям (РНК/ДНК, инактивированный вирус, ослабленный вирус, векторная, белковая). Это важно, потому на данный момент достоверно неизвестно, какая из вакцин покажет наибольшую эффективность в создании устойчивого коллективного иммунитета.

Украина же за все это время смогла заключить лишь один контракт на поставку 1,9 млн доз, что могло бы обеспечить вакцинацией всего 957 тысяч украинцев из 38 миллионов, то есть всего около 2,5% населения. Но этот контракт может быть сорван из-за того, что эффективность китайского препарата составляет только 50,3%.

Кроме того ранее стало известно, что Украина могла закупить вакцину против коронавируса в шесть раз дешевле, к тому же ту, которую закупает. Однако из-за того, что Степанов в ручном режиме сорвал поставки соответствующей вакцины, Украина получит китайскую, которая не только дороже, но и менее эффективна.

Подробнее о том, стоит ли Украине надеяться на то, что утвержденный в конце декабря прошлого года план вакцинации будет выполнен, читайте в статье редактора раздела “Социум” Аллы КотлярАнтидела”.