UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Как Украине стать успешной страной после травмы вторжения России?

Украинцам нужна безопасность, но успех их экономики - тоже важное условие, которого не удастся достичь без борьбы с коррупцией.

Представьте победившую Украину в 2030 году. Это демократическая страна, готовящаяся вступить в ЕС. Восстановление почти завершено. Экономика быстро растет. Украина стала способна сдерживать коррумпированных олигархов. Все это подкреплено сильной безопасностью.

Защита от нового вторжения не зависит больше от доброй воли Кремля, а опирается на ощущение, что возобновление российской агрессии не способно добиться успеха, - пишет The Economist.

«Несмотря на то, что истощенная российская армия, похоже, отступает из Херсона, конца кровопролития еще не видно. Но то, что Украина и ее поклонники начали думать о будущем, имеет смысл. Потому что ближайшие месяцы определят, что именно станет возможным до конца десятилетия», – замечает издание.

Именно поэтому нужно подумать о том, как провести послевоенное восстановление Украины, а также какие гарантии безопасности понадобятся, чтобы предотвратить вторжение в будущем. Западные лидеры мудро подчеркивают, что Украина сама должна определять свои цели. Украинцы гибнут в конфликте за право суверенных стран решать собственное будущее. Если мир им навязать, он вряд ли продлится долго. Однако у западных партнеров Киева есть и собственные интересы, стоящие на кону. Если война усилится, то она может засосать и их. Если России удастся не позволить Украине победить, создав провальную страну на западных границах, Владимир Путин или его преемник будут угрожать всему Атлантическому альянсу.

У Украины тоже есть причины делиться своими планами на будущее с НАТО. Сейчас Запад дозированно выделяет оружие и деньги, чтобы война была управляема. Он ускоряет поставки передового вооружения, если Украине становится тяжело, но отказывает ей в поставках самолетов и боеприпасов наибольшего радиуса действия, опасаясь, что это будет слишком.

«Украина должна быть больше партнером и меньше просителем», – пишет издание.

Другая причина для Украины тесно сотрудничать с союзниками – это привязать их, особенно Америку.

«Ничто не может гарантировать поддержку следующего президента США. К примеру, Дональд Трамп не поклонник Украины. Но успешный и взвешенный план для войны и всего, что начнется после нее, – это лучшая из доступных гарантий сохранения поддержки», – объясняет The Economist.

Читайте также: Война в Украине и кризис на Тайване: о чем будут говорить Байден и Си на саммите G20

Такой план должен включать определение основания для восстановления. Украинцам нужно вернуть к норме свои разбитые войной жизни. Более того, если украинская экономика провалится, это произойдет и с демократией страны. В октябре на встрече в Берлине доноры попытались определить план восстановления Украины и подсчитать, сколько это будет стоить. Они определили, что попытки «подлатать» страну до завершения боев, которые могут занять еще три года, будут стоить десятки миллиардов долларов. Начальная реконструкция, которая займет два года после войны, обойдется в 100 миллиардов долларов. А третья фаза – это фактически План Маршалла для Украины, который будет стоить еще больше. Его цель будет создать экономику, которая сможет присоединиться к ЕС.

The Economist подчеркивает, что такие планы потребуют большого количества денег от инвесторов из частного сектора. Несколько десятков правительств и международные финансовые организации заложат фундамент для привлечения внешних денег.

«Если их гранты и кредиты разворуют олигархи, страну ждет провал. А значит, Украине и ее партнерам нужно использовать национальную цель, созданную войной, чтобы сделать антикоррупционные группы влиятельными для контроля за тем, как деньги тратятся», - считает издание.

Чтобы Украина преуспела, ей нужна безопасность. Чтобы быть жизнеспособной, стране необходимо сохранить доступ к Черному морю. Многие сосредоточились на том, сколько территории украинской армии освобождает. Путин должен потерпеть решающее поражение, чтобы его провал был однозначным. Но украинская победа будет зависеть от здоровья демократии в стране не меньше, чем от того, какую территорию контролирует Киев.

Когда бои закончатся, Россия продолжит быстро перевооружаться. Поэтому правительству в Киеве потребуются западные гарантии безопасности, которые были бы еще более жесткими, чем те, которые не смогли сдержать Путина в 2014 году, а также в начале этого года. Членство в НАТО было бы золотым стандартом, согласно которому любая российская атака против Украины считалась бы агрессией против всего альянса. Но США и многие их союзники не хотят рисковать прямым конфликтом с Россией. И Турция, которая до сих пор препятствует членству Швеции и Финляндии, может сопротивляться.

Читайте также: Послевоенное восстановление: Украина рискует повторить опыт «хрущевок» – архитектор

«Более вероятная альтернатива была очерчена украинским чиновником и бывшим Генеральным секретарем НАТО и основана на американских отношениях с Израилем. Киевский договор безопасности предполагает создание сети юридических и политических обязательств между Украиной и ее союзниками. Некоторые страны будут обязаны оказать военную, финансовую и разведывательную помощь в случае атаки со стороны России, а другие – введут санкции. План также призывает на протяжении десятилетий инвестировать в передачу оружия и в украинскую оборонную промышленность», – пишет издание, отмечая, что воплотить такой договор будет очень тяжело.

Во-первых, беспокойство вызывает западная оборонная промышленность, сильно сократившаяся после распада СССР. Ей будет трудно продлить поставки оружия и боеприпасов Украине, пока бои продолжаются, не говоря уже о том, чтобы опередить российское перевооружение после войны. Работа по расширению производства оружия нужно начать уже сейчас, готовя соответствующие заказы и закупки.

Во-вторых, сохранение силы Запада тоже под вопросом. Опросы среди республиканцев в США и избирателей в восточной Германии, а также антивоенные протесты в Риме и Праге, свидетельствуют, что к поддержке Украины нельзя относиться, как к должному. У всех правительств есть исчерпывающий запас денег и внимания. США испытывают и другие проблемы, например, поведение Китая в Тихом океане. Десятилетиями перекладывая собственную безопасность на США, Европа едва начала исправлять ситуацию, беря на себя дополнительную ответственность.

Читайте также: «Великая украинская победа, которая продолжается»: ISW о событиях в Херсонской области

«Запад должен видеть, что отправка миллиардов долларов в Украину – это не акт благотворительности, а самосохранение. В последние десятилетия Россия начинала войну на своих границах каждые несколько лет. Путин рассматривает нынешний конфликт как битву цивилизаций между Россией и Западом. Западная поддержка Украины в полсилы не успокоит его и не приведет к восстановлению отношений с Россией, как некоторые в Европе надеются. Напротив, это лишь убедит его, что Запад декадентский и уязвимый», – отмечает издание.

Если Путину удастся создать провальное государство в Украине, страны НАТО будут следующими жертвами его агрессии. Украинская победа гарантирует долговременный мир для 43 миллионов жителей Украины. И она также даст мир гораздо большему количеству людей по всей Европе.