За день до того, как министр здравоохранения Максим Степанов должен был проводить собеседования с кандидатами на должность главы Нацслужбы здоровья Украины, у сотрудника Минздрава диагностировали коронавирус. Одна из кандидаток на указанную должность и гендиректор директората медицинских услуг Министерства здравоохранения Оксана Сухорукова рассказала ZN.UA о том, тестировали сотрудников ведомства на COVID-19, а также о процедуре "отбора" на должность главы НСЗУ.
"Мне тест не делали, как и моим подчиненным, которые тесно сотрудничают с соответствующим подразделением. Более того, официально нам даже никто не сообщил об этом случае. О том, что в Минздраве коронавирус, я узнала из СМИ. И даже теперь маски нам не выдали, не усилили никаких мер безопасности внутри министерства. У меня есть маски и антисептик, который мне дали волонтеры", - рассказала Сухорукова.
Говоря об отборе на должность главы НСЗУ, она отметила, что его организация была крайне странной. По словам Сухороуковой, ей не предоставили каких-либо технических возможностей пройти интервью в Zoom, несмотря на то, что она работает в министерстве.
"Рабочий компьютер у меня есть, но на нем нет звука, микрофона. Чтобы обеспечить хоть какую-то открытость и прозрачность процедуры, НСЗУ предложила кандидатам свою площадку. Это на другом конце Киева. Я туда поехала пройти собеседование, в обеденный перерыв, и пока возвращалась на рабочее место, меня начали разыскивать отдел кадров и госсекретарь. Очевидно с целью составить акт о том, что меня нет на рабочем месте. Хотя на собеседование в 13:30 меня пригласило именно управление персонала, и они прекрасно знали, где я", - добавила Сухорукова.
Она указала на то, что вопросы Степанова, которые он ставил во время отбора, также вызвали недоумение. В частности, Сухорукова отметила, что ее спрашивали, должны ли тарифы на услуги рассчитываться прозрачно и, если так, как вы это понимаете?
"Ну откройте нормативные документы, протоколы заседаний экспертных групп, почитайте, было ли это сделано прозрачно. Меня удивляет, что министр за два месяца на должности до сих пор не знает, где в министерстве лежат документы", - добавила кандидат на должность главы НСЗУ.
Она добавила, что Степанов сам говорил о пересмотре тарифов. Он также сообщал о том, что через несколько недель Министерство здравоохранения должно озвучить "честные тарифы".
"Интересно, по каким процедурам они будут посчитаны, и будет ли это так же прозрачно, как и этот опереточний отбор в Zoom? Так или иначе Максим Степанов объявил, что уже определился с кандидатом, но мне, как участнику "отбора", о результате не сообщили", - отметила Сухорукова.
Отвечая на вопрос о том, кто будет руководить НСЗУ и что будет дальше, Сухорукова отметила, что пока видит стремительное возвращение назад. По ее словам, дьявол всегда кроется в деталях.
"Я не знаю, кто будет управлять НСЗУ, но тенденции, которые вижу сейчас в Минздраве, меня пугают. Желание контролировать все денежные потоки впечатляет. Об истории с ГП "Медицинские закупки Украины" я рассказывать не буду, написано уже достаточно. Но есть и другое. Например, была субвенция на приобретение автомобилей медицинской помощи (по тому порядку, мы выписывали, но из-за смены министров никак не можем утвердить). Это означает, что деньги перечисляются в регионы, и они покупают себе автомобили самостоятельно. В апреле было проголосовано изменения в бюджет, где субвенции и сама сумма была перенесена в государственную программу ", - рассказала Сухорукова.
Она пояснила, что когда средства - это субвенция, то ими распоряжаются регионы. А когда это бюджетная программа, то средствами распоряжается Минздрав.
"Вроде для экстренки ничего не поменялось - сумма та же. Но на самом деле суть другая - деньги тратятся через Минздрав и министерство будет решать, какие автомобили и как закупаются. Министерство хочет контролировать все средства, которые касаются системы здравоохранения, подгребая под себя все закупки. А как они осуществляются, мы видим на примере костюмов, которые волонтеры покупают за 215 гривень, а Минздрав - за 488, проведя торги в один день", - указала Сухорукова.
По ее словам, таких колокольчиков очень много. Сейчас делают все, чтобы поставить ручного, управляемого человека руководителем Национальной службы здоровья Украины. Сухорукова добавила, что не знает "по ком прозвонит этот колокол".
Подробнее читайте в интервью Оксаны Сухоруковой "Медреформа. Растяжка президента", с которой для ZN.UA пообщалась Алла Котляр.