Научный комитет Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий (далее - НСРНТ) подготовил выводы по результатам отчетов главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) о состоянии использования финансовых ресурсов на научную и научно-техническую деятельность. Процедура отчетов ГРБС перед Национальным советом установлена новым Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности". Ни для кого не секрет, что в течение многих лет отчеты главных распорядителей имели сугубо формальный характер, а вопрос эффективности использования средств налогоплательщиков, выделяемых на научные исследования и разработки, органами государственной власти не анализировался. В выводах Научного комитета (НК) НСРНТ, подготовленных после тщательного анализа отчетов главных распорядителей средств и других источников, указано прежде всего на наличие системных проблем, общих для многих ГРБС.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Лидия Суржик. Всего, по ее словам, насчитывается 27 ГРБС, которые занимаются научной деятельностью, из них широкой массе известны разве что отдельные, такие как НАН, отраслевые академии, МОН. Кроме того, многие ведомства и организации имеют в своем подчинении научные подразделения, финансируемые из госбюджета. Согласно выводам НК, отчет обнаружил такие общие проблемы:
- Первая - несовершенство текущих форм отчетов научных учреждений и ГРБС. Параметры отчетов содержат преимущественно весьма бессодержательные показатели, вроде количества выполненных научно-исследовательских работ, и не несут достаточной информации о качестве научной продукции.
- Вторая проблема - изолированность отраслевой науки. Хотя государство направляет немалые средства на финансирование научных учреждений, которые находятся в сфере управления соответствующих министерств, анализ результатов этих учреждений свидетельствует, что собственно научная составляющая их работы весьма незначительна. При этом зачастую эти учреждения выполняют функции технических подразделений (по разработке нормативно-правовой базы, сбору и анализу данных).
- Третья проблема - неоправданно большое количество главных распорядителей. Во многих из них научная деятельность далеко не приоритетна, часто функции разных ГРБС дублируются, финансирование распределяется на основе внутренних конкурсов, что приводит к снижению научного уровня и неэффективному использованию средств.
"Как показал анализ отчетов, даже самые большие бюджетные "кошельки", такие как Министерство образования и науки, Национальная академия наук Украины, не всегда рационально распоряжаются средствами на научные исследования. Так, львиная доля финансирования научной деятельности МОН тратится на зарплаты. Объем финансирования одной НИР составляет лишь 300–370 тыс. грн в год, что свидетельствует о распылении средств и поддержке стратегии выживания вместо концентрации финансирования на приоритетных разработках, - отмечает обозреватель. - При финансировании общего фонда в объеме 649 млн грн, спецфонда - 295 млн грн, на приобретение оборудования идет 15 и 13 млн соответственно, откуда напрашивается вывод, что фактически модернизации оборудования не происходит. Из общего количества публикаций учреждений системы МОН (около 145 тыс.) всего 7 тыс. (около 5%) - в изданиях, индексированных в WOS/Scopus, что фактически равно показателю одного сильного западного университета".
Вместе с тем, по словам автора, отмечается, что в системе МОН за 2017 г. защищено 2863 кандидатских и 460 докторских диссертаций (в несколько раз больше, чем во всех других ГРБС, включая НАНУ).
Подробнее о необходимости срочного реформирования системы бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности читайте в статье Лидии Суржик "Наука в кошельке" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".