UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почти 30% украинских семей не могут оплатить лекарства и медицинские услуги

Изменить ситуацию могут реформы здравоохранения и введение медицинского страхования, которые необходимо согласовать с реформами, направленными на децентрализацию власти.

По данным Всемирного доклада по социальной защите, который готовит Международная организация труда, доля прямых расходов населения на здравоохранение (без каких-либо схем страхования или накопления) в Украине одна из самых высоких среди стран Европы; в большинстве стран ЕС она не превышает 12–25%. Необходимость значительных личных расходов существенно ограничивает доступность медицинских услуг и товаров для населения Украины и является одним из главных факторов высокой преждевременной смертности и короткой продолжительности жизни. По данным обследования условий жизни домохозяйств, в 2015 г. по сравнению с 2014-м доля домохозяйств, в которых кто-либо из членов в течение последних 12 месяцев при потребности не смог получить медпомощь, приобрести лекарство и медицинские принадлежности, увеличилась с 20,6 до 29,3% (в процентах к общему количеству домохозяйств, у которых была такая потребность).

Проблему може решить введение медицинского страхования, пишет Лидия Ткаченко в статье "Пенсии и социальное страхование в Украине: первоочередные задачи" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

Существование обязательного медицинского страхования давно предусмотрено на уровне законодательства, но до сих пор не сделаны какие-либо шаги для его практического внедрения. Отсутствие диверсификации публичных источников финансирования является главной причиной хронического недофинансирования сферы здравоохранения. Во многих странах Европы с помощью программ обязательного медицинского страхования финансируется более половины всех расходов на здравоохранение: в Германии, Франции, Нидерландах, Чехии, Хорватии - около трех четвертых, в Бельгии, Эстонии, Румынии - около двух третьих, в Литве, Венгрии, Польши - 55–60%.

Что касается Украины, то развитие медицинского страхования поспособствует решению этой проблемы, а также целого комплекса прикладных задач, в частности об упорядочении и усилении контроля над рынком медицинских товаров/услуг, регулярности медосмотров и профилактических мероприятий, улучшении медицинской статистики и т.п.

Однако, подготовительные работы по внедрению общеобязательного медицинского страхования нужно согласовать с реформированием медицинской отрасли и общим направлением реформирований, связанных с децентрализацией власти. Главной целью децентрализации является приведение управленческой модели в соответствие с принципом субсидиарности, что предполагает перемещение властных полномочий в те органы, у которых самый тесный контакт с населением. Таким образом, территориальные громады получают качественно новые возможности по формированию и реализации социальной политики, включая установление социальных стандартов и гарантий на локальном уровне. К введению общеобязательного медицинского страхования необходимо развивать муниципальное медицинское страхование (через больничные кассы и т.п.), стимулируя направление дополнительных поступлений местных бюджетов прежде всего на страхование пенсионеров и других уязвимых категорий населения. Активное привлечение территориальных громад и местных органов власти позволит максимально интегрировать государственное социальное страхование с другими видами социальной защиты, в частности путем внедрения локальных программ:

- дополнительного пенсионного страхования, например, для работников социальной сферы и/или для работников публичного сектора;

- активных мер политики занятости и интеграции в рынок труда, в частности для категорий населения с низкой конкурентоспособностью, в том числе незанятых лиц, не зарегистрированных как безработные;

- комплексного обслуживания и поддержки людей с инвалидностью, престарелых и других категорий лиц, оказавшихся в затруднительных жизненных обстоятельствах и/или нуждающихся в посторонней помощи.

"Локальный уровень реализации позволит привлечь к системе социальной защиты дополнительные средства и ресурсы с одновременным повышением их адресности и целевого использования (в том числе путем увеличения натуральной составляющей), усилить профилактику бедности и социального отторжения, максимально объединить усилия всех социальных служб и выбрать их оптимальную конфигурацию, включая возможность создания интегрированной модели социальной службы, которая будет предоставлять весь комплекс публичных услуг по принципу "единого окна" , - аргументирует автор статьи.