Договор о дружбе - это не набор автономных вопросов, а целостный текст, в котором все положения взаимосвязаны. Комиссия международного права на протяжении многих лет работала над вопросом влияния вооруженных конфликтов на договоры и достигла широкого консенсуса в том, что прекращение договора вследствие вооруженного конфликта применяется ко всему договору.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Елена Зеркаль, заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции, и Тарас Качка, советник министра иностранных дел Украины. По их словам, как исключение, можно прекратить только те нормы, которые можно отделить по сути и если они не были критически важными для предоставления государством согласия на обязательность договора в целом, и, главное, если продолжение выполнения других положений договора не будет несправедливым.
По мнению юристов-международников, перечень статей Договора, которые предлагается прекратить законопроектом №0005, предусматривает приостановку действия отдельных положений Договора о дружбе на основе статьи 18 Закона Украины "О международных договорах Украины" и статьи 60 Венской Конвенции о праве международных договоров, не соответствует этим критериям.
"Особенно спорным является то, что законопроект №0005 предлагает оставить в силе те положения Договора о дружбе, которые наиболее вопиюще нарушает РФ своей агрессией. Прекращать действие положения о сотрудничестве в сфере космоса, оставляя в силе действие статьи 3 Договора, которая говорит о неприменении силы или угрозы силой, в условиях вооруженного конфликта представляется достаточно странным", - отмечают представители МИД.
Подробнее о выходе Украины из Договора о дружбе с РФ читайте в материале Елены Зеркаль и Тараса Качки ""Большой договор" - нюансы решают все" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".