UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правозащитники в День защиты детей рассказали о военных преступлениях РФ против маленьких украинцев

Резолюция Совбеза ООН определяет шесть серьезных нарушений против детей во время вооруженных конфликтов.

Каждый день РФ убивает и калечит украинских детей. Уничтожает больницы и школы, тем самым отнимает у детей право на здравоохранение и образование. Агрессор депортирует маленьких украинцев на собственные территории и часто не позволяет уехать на подконтрольные Украине территории. Кроме того, Россия пытается уничтожить у детей в оккупации или депортированных украинскую идентичность. Также государство-оккупант проводит массовые кампании по милитаризации несовершеннолетних. Органы украинской прокуратуры уже начали более тысячи уголовных производств по преступлениям против детей. Об этих преступлениях и их правовой квалификации сообщили правозащитники во время пресс-конференции, проведенной в Международный день защиты детей, передает Центр прав человека ZMINA.

«Резолюция Совета Безопасности ООН 1261 определяет шесть серьезных нарушений против детей во время вооруженных конфликтов: 1) вербовка и использование детей; 2) убийства и увечья детей; 3) изнасилование и другие формы сексуального насилия против детей; 4) нападения на школы, больницы и защищенных лиц, связанных с ними; 5) похищение детей; 6) отказ в доступе гуманитарной помощи. Все они сейчас цинично совершаются Россией против украинских детей. Все они являются международными преступлениями, не имеющими сроков давности, и в зависимости от обстоятельств совершения должны быть квалифицированы как геноцид, военные преступления или преступления против человечности», – сообщила Инна Заворотько, аспирантка Национального университета «Киево-Могилянская академия», эксперт Фонда поддержки фундаментальных исследований.

По данным ЮНИСЕФ, на сегодняшний день из-за полномасштабной войны, развязанной Россией против Украины, свое место жительства покинули уже 4,8 млн детей. Из них выехали за пределы Украины 2 млн детей, а еще 2,8 млн – стали внутренними переселенцами. При этом более 232 тысяч украинских детей страна-агрессор РФ незаконно депортировала на собственную территорию.

Читайте также: Россия похитила минимум четверть миллиона украинских детей 

«Россия совершила самое тяжелое преступление против человечности – она лишила всех детей детства. Более 250 детей за время полномасштабной агрессии были убиты, более 446 получили травмы разной степени тяжести. Миллионы были вынуждены покинуть свои дома, а сотни тысяч были принудительно перемещены на территорию России. За три месяца войны полностью разрушены 180 образовательных учреждений, 1909 – повреждены. Дети фактически лишены права на развитие и будущее. Десятки тысяч находятся в оккупации и у нас есть ограниченная информация об их благополучии», – заявил Андрей Черноусов, ведущий эксперт Харьковского института социальных исследований (ХИСИ).

Кроме того, как говорится в отчете Харьковского института социальных исследований и благотворительного фонда «Голоса детей» о преступлениях РФ в отношении детей за последний месяц войны, страна-агрессор намеренно создает на оккупированных территориях гуманитарные кризисы.

«Новорожденным до шести месяцев практически нечего есть. Нет смесей, у рожениц пропало молоко от стресса. У детского питания очень мал срок хранения, такую помощь волонтерам нужно завозить постоянно. Но ввоз гуманитарной помощи блокируется, фуры просто разворачивают на российских блокпостах», – отмечено в отчете.

Также РФ прибегает к вербовке детей для участия в войне и собственной пропаганде, что абсолютно незаконно. По данным ХИСИ и фонда «Голоса детей», в прошлом году в ряды российской «детско-юношеской военно-патриотической» организации «Юнармия» только в оккупированном Крыму поступило 29 тысяч детей, то есть каждый десятый ученик полуострова. В то же время, на территории квазиформирований «ЛДНР» в «Юнармии» на конец 2021 года насчитывалось около 7500 детей.

Попасть в эту милитаризованную детскую организацию могут дети 8-18 лет по заявлению родителей. Также туда попадают дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Кроме воспитания детей в русле ненависти к Украине, там готовят к службе в российских Вооруженных силах.

Кроме того, на оккупированных территориях враг постоянно снимает пропагандистские сюжеты, в которых используют детей. В частности, в захваченном Мелитополе оккупанты заставляли детей одевать запрещенные в Украине георгиевские ленты и рассказывать стихи о войне. В то же время в Мариуполе для создания нужной картинки оккупанты открыли «детский центр» в помещении без света и воды. А еду там готовят во дворе на огне. При этом детей в так называемом «центре» враг хочет учить по русскоязычному учебнику поддерживаемого РФ квазиформирования «ДНР».

В свою очередь глава Центра гражданского просвещения «Альменда» Валентина Потапова отмечает, что правозащитники в течение восьми лет российской оккупации фиксировали целенаправленную милитаризацию несовершеннолетних детей через формальное и неформальное образование на неподконтрольных Украине территориях. При этом после 24 февраля 2022 года, когда РФ начала полномасштабное вторжение в Украину, в оккупированном Крыму начали через образование формировать у детей лояльное отношение к российско-украинской войне. Таким образом, враг хочет не только оправдать военную агрессию, но и способствовать мотивации службы в вооруженных силах РФ.

Читайте также: Что нужно сделать для детей, прежде всего, после войны — мнение правозащитника

«После оккупации новых территорий мы услышали от местных «руководителей», что они стремятся изменить украинскую систему образования, которую «напичкали бандеровской пропагандой, где извращали историю, и которая привела к разрушению украинской государственности». Поэтому у нас нет времени на «озабоченность», наша задача – совместными усилиями остановить тотальное нарушение со стороны страны-агрессора Конвенции прав ребенка и Международного Гуманитарного права. Но привлечь к ответственности не только военных, но и так называемых «просветителей», – заявила Потапова.

Глава Департамента защиты прав детей и противодействия насилию Офиса генпрокурора Юлия Усенко отметила, что прокуратура с первых дней войны отдельно фиксирует преступления в отношении детей.

«Уже есть 1042 уголовных производств по преступлениям против детей. Из них 551 – это физические военные преступления в отношении детей, то есть убийства, ранения, сексуальное насилие, похищение. И 491 производство касается вооруженных нападений и уничтожения гражданской детской инфраструктуры. Также мы сообщили об 11 подозрениях российским преступникам», – сообщила Усенко.

Глава фонда «Голос детей» Елена Розвадовская в свою очередь отметила, что многие семьи со временем будут нуждаться в долгом психологическом сопровождении.

«Совсем скоро придет время, когда будем работать с тяжелыми обращениями родителей и их детей с посттравматическими синдромами. И наша работа направлена на разработку бесплатных долгосрочных программ поддержки таких семей. У нас уже много запросов, но их будет еще больше после войны. Поэтому следующие 10 лет для Украины будут ключевыми для внедрения работающих программ психологической поддержки детей и их родителей. И понимая, что государство едва справляется сейчас с экономическими последствиями войны, ожидать, что быстро заработает какая-нибудь подобная государственная программа – не стоит. Потому мы нарабатываем это сейчас», – заявила Розвадовская.

О том, какой мы хотим видеть украинскую систему защиты прав ребенка после войны, чтобы создать лучшие условия для проживания украинских детей на украинской земле читайте в статье Аллы Котляр «Дети: три первоочередных шага в послевоенное время».